В Санкт-Петербурге сотрудники правоохранительных органов в среду, 1 марта, проводят 38 обысков по делу о незаконном обналичивании
©РИА Новости / Алексей Филиппов
 
 
 
В пресс-службе регионального управления ФСБ подтвердили, что сотрудники ведомства участвуют в обысках по делу о незаконном обналичивании по нескольким адресам в Петербурге
Global Look Press

В Санкт-Петербурге сотрудники правоохранительных органов в среду, 1 марта, проводят 38 обысков по делу о незаконном обналичивании, сообщает "Фонтанка". Источник в правоохранительных органах города рассказал РБК, что ФСБ и МВД ведут оперативные действия в двух районах - Петроградском и Московском. При этом он не уточнил, о каких именно финансовых учреждениях идет речь.

В пресс-службе регионального управления ФСБ "Интерфаксу" подтвердили, что сотрудники ведомства участвуют в обысках по делу о незаконном обналичивании по нескольким адресам в Петербурге. По словам собеседника агентства, обыски проводятся в рамках ранее возбужденного уголовного дела о незаконной банковской деятельности, связанного с обналичиванием денежных средств. Факт обысков подтвердил и источник РИА "Новости" в силовом ведомстве.

По данным "Фонтанки", в оперативных мероприятиях принимают участие 60 оперативников. ФСБ проводит обыски у членов группы, которая за свою деятельность обналичила более 312 млн рублей. По версии следствия, в нее входили не менее 14 человек, которые с 2015-го по 2016 год через сотни фирм-однодневок получили около 25 млн рублей, обналичивая деньги "заказчиков" под 8% от используемой суммы.

Как говорится в статье на сайте издания, в уголовном деле, возбужденном 8 февраля 2017 года по ст. 172, ч. 2 УК РФ ("Незаконная банковская деятельность, совершенная организованной группой") также упоминается "сотня фамилий" номинальных директоров фирм-однодневок.

Следствие ведет 4-й отдел ГСУ по расследованию организованной преступной деятельности. Дело возбуждено по материалам, собранным девятым "налоговым" отделом УЭБ и ПК ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти.

По сведениям следствия, работа группы была организована по нормальной бизнес-модели. На подозреваемых работал бухгалтерский отдел в составе четырех человек, а также отдел, который занимался регистрацией и созданием расчетных счетов фирм-"помоек". Отдельная группа занималась поиском и контролем номинальных директоров, еще одна создавала подложную документацию о финансово-хозяйственной деятельности таких ООО. Инкассаторская группа снимала деньги и развозила их клиентам.

По данным "Фонтанки", организатором теневой фирмы следствие считает некоего гражданина Лыткина - он избежал обысков, так как некоторое время назад уехал из России.

Объемы обналичивания денег в РФ сократились, но победить это "зло" нельзя

Власти рапортуют об успехах в борьбе с незаконным обналичиванием. Так, в начале февраля на встрече с банкирами, организованной Ассоциацией региональных банков России (АРБР) в подмосковном комплексе "Бор", представители Центрального банка заявили, что объем обналичивания денег в РФ и нелегальный их вывод за рубеж снизились почти в два раза.

Стоимость обналичивания денежных средств в РФ за последнее время значительно выросла - с 12 до 16%, а объемы этого рынка сократились в 1,8 раза за минувший год, заявил заместитель председателя Банка России Дмитрий Скобелкин. Он отметил, что стало гораздо меньше банков, которые занимаются обналичкой, поскольку это опасно. По словам Скобелкина, в основном сейчас обналичка проходит через неорганизованные торговые точки.

Схему работы "обнальных" контор в интервью журналу Forbes подробно описывал заместитель начальника управления следственного департамента МВД Павел Сычев. По его словам, обычно "обнальные" конторы предлагают клиентам весь спектр финансовых услуг: ведение счетов, вывод денег за рубеж, отмывание и легализацию преступных доходов. Расценки зависят от суммы, времени и пожеланий - получить "черным налом" в России или увезти за границу. Этим бизнесом занимаются сотни "обнальных" организаций. Центры обналичивания в последнее время смещаются в регионы. Поставщики наличных денег - рынки и компании с большим объемом наличной выручки, например транспортные и торговые, сообщил Сычев.

Основное звено обналички - перевод юридическим лицом денежных средств на фирму-однодневку, ведущую фиктивную деятельность. Деньги под видом издержек выводят из налогооблагаемой базы, затем средства по цепочке проходят еще два-три звена. Полученные деньги фирмы-однодневки переводят внутри банка с расчетного счета на лицевые счета граждан, на которых заведены банковские карты. Сообщники за небольшое вознаграждение снимают деньги с карт в банкоматах. Финальный этап - инкассация, когда обналиченные деньги передают заказчикам.

В 2013 году тему обналичивания и вывода денежных средств из России поднял в прощальном перед отставкой интервью газете "Ведомости" бывший глава ЦБ Сергей Игнатьев. По его оценке, только за 2012 год из России было нелегально выведено около 49 млрд долларов.

Тогда Игнатьев заявил, что фирмы-однодневки, через которые проводится обналичивание, - "просто беда нашей экономики". Для демонстрации масштабов проблемы, экс-глава ЦБ привел несколько цифр. Всего "действующих", зарегистрированных в ФНС России коммерческих организаций 3,9 млн, из них в форме ООО - 3,6 млн, реально действующих организаций, которые проводят хоть какие-то платежи через банковскую систему, - примерно 2 млн, рассказал он. Из числа организаций, проводящих платежи через банковскую систему, 11% организаций не платят никаких налогов, еще 4-6% организаций платят символические суммы.

Как писал в конце прошлого года онлайн-журнал Republic, за последние 15 лет объем сомнительных операций, которые нашли отражение в платежном балансе, составил 0,5 трлн долларов. Владелец банковской группы, много лет занимавшейся обналичиванием и транзитом, заявил изданию, что всего за 25 лет российские банки обналичили или вывели в офшоры около 1 трлн долларов.

Власти ведут борьбу с обналичиванием. В 2013 году в декабрьском послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин призвал избавить финансовую систему страны от "отмывочных контор" и так называемых "прачечных". Тогда оперативники получили ориентировку на более активное выявление таких преступлений.

В октябре прошлого года Эльвира Набиуллина подвела итог трехлетней чистки банковского сектора. В интервью Financial Times она заявила, что в стране остается "не более десяти" банков, занимающихся сомнительными операциями. До чистки число таких банков оценивалось в 150.

Однако совсем победить "обнал" нельзя, писал журнал Republic. В качестве яркого примера этого тезиса журнал приводил недавнее громкое дело полковника МВД Дмитрия Захарченко, в квартире у родственницы которого при обыске нашли почти 9 млрд рублей. С этим тезисом был согласен и замначальника управления следственного департамента МВД Павел Сычев - в интервью Forbes он заявил, что, тем не менее, можно загнать "обнал" в "надлежащую нишу, уменьшив зло до разумного предела".