Избирательные участки в доме культуры деревни Горбунки (Ленинградская область) оформили в стиле 1936 года. Об этом сообщается на странице ДК в соцсети "Вконтакте".
В этом учреждении работают участковые избирательные комиссии N636 и N637. Ко дню общероссийского голосования по поправкам в Конституцию на участках развесили красные флаги и баннеры "Колхоз - дело добровольное", "Слава Труду", а также плакаты с вождем большевиков Владимиром Лениным.
На странице ДК пояснили, что голосование хотели провести "с колоритом и ностальгией 1936 года". "На входе вас встретит бюст вождя мирового пролетариата, комсомолка (а на самом деле председатель 637-ой комиссии) проводит к месту голосования, а тракторист, возможно только что вернувшийся с посевной, предоставит бюллетень", - говорится в группе ДК.
Члены комиссий оделись в довоенном стиле - в платья, военную форму и комбинезоны колхозников. Голосующие также могут сделать памятное фото рядом с участниками этой "реконструкции", одетыми в форму работника НКВД и физкультурника.
"Мы получили уже множество одобрений и положительных оценок. Выражение своего мнения - это праздничный момент, а на наших участках вы точно прочувствуете этот праздник!" - без тени иронии написали организаторы мероприятия, проводящего параллели между нынешним плебисцитом и эпохой тоталитаризма.
Пару лет назад на избирательном участке в Горбунках тоже не обошлось без костюмированного "представления". Тогда один из избирателей пришел за бюллетенем в образе ракеты "Сармат".
Плебисцит по поправкам к Конституции, включающим "обнуление" президентских сроков Владимира Путина, которое позволит ему оставаться у власти до 2036 года, идет с 25 июня. 1 июля - основной и последний день голосования. В феврале СМИ сообщали, что администрация президента поставила региональным властям задачу обеспечить явку не ниже 60%, а результат "за" - 70%. От регионов потребовали создать в день голосования "праздничную атмосферу" на участках. "Конкретных установок, кто и что должен организовывать, не давали, поскольку все и так знают, что нужно делать", - сказал источник РБК, уточнив, что речь идет и об организации буфетов, и о культурных мероприятиях.
В итоге на участках в разных регионах проводили викторины, конкурсы, лотереи и другие мероприятия. В Волхове на одном из участков 1 июля воссоздали "атмосферу 90-х, когда была принята новая Конституция после распада СССР", пишут "Открытые медиа". Согласно описанию в соцсетях Волховского района, возле местного ДК, где находятся избирательные участки, "раскинулись торговые ряды, попросту говоря, "барахолка" с чемоданами, магнитофонами, афишами, стильными вещами тех лет". "Все эти образы напомнят жителям тот период, когда был принят всенародным голосованием основной закон страны", - говорят организаторы.
Из-за новых правил ЦИК, связанных с пандемией коронавируса, избирательные участки вне помещения можно оборудовать под тентами или в палатках на открытом воздухе. При надомном голосовании члены избиркомов могут разбить рабочую площадку во дворах и у подъездов. В итоге с первого дня плебисцита - 25 июля - пользователи соцсетей публикуют фото и видео с примерами голосования в необычных местах: от детских площадок и лавочек до камней и пеньков. Глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что "на лавочках и багажниках машин никто не голосует", а все участки оборудованы по правилам.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Кремль не считает "правдой в первой инстанции" сообщения о голосовании на камнях и складных столиках. "Я не уверен, что это соответствует действительности, - сказал он. - К сожалению, больше поводов воспринимать это как неправду".
Конституция, маскирующая государственный террор
В 1936 году в СССР была принята "сталинская" Конституция. Формально она была демократичнее своей предшественницы. В частности, в Конституции 1936 года провозглашалось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и во время болезни, право на образование (бесплатное).
Однако новый Основной закон был лишь ширмой, не мешавшей совершенствовать институты тоталитаризма и раскручивать маховик репрессий. Уже в следующем году после принятия Конституции 1936 года страна вступила в мрачный период Большого террора.
Некоторые советские граждане не скрывали враждебного отношения к обновлению Конституции, так как понимали, что это обман и декорация. Такие настроения сохранились в сводках НКВД, выдержки из которых приводила "Новая газета". Так, бывший красный партизан Гончаров заявил: "Будь она проклята Конституция, душат нас, как собак, и живем мы как собаки, хуже, чем при помещике. Спали в навозе и сейчас спим".
"Конституция говорит: кто не работает, тот не ест… У нас на деле - кто работает, как наши колхозники, тот не ест, а руководители жиреют за наш счет", - сказал колхозник Колчумов.
А колхозница Соловьева заметила: "Что вы нам тут чушь плетете. Нам ваша Конституция не нужна. Дайте жить крестьянам. Обуйте и оденьте нас, тогда вас можно будет хвалить".