Крупный бизнес в России получил прививку дела ЮКОСа - он весь лоялен Кремлю
НТВ
 
 
 
Среди крупного бизнеса авторы выделяют семь номенклатурно-политических групп. У них мощное финансово-политическое влияние, но они полностью лояльны Кремлю
moscow-live.ru
 
 
 
крупный бизнес в России после дела ЮКОСа больше не ведет самостоятельных политических проектов
Архив NEWSru.com

Центр политической конъюнктуры России (ЦПКР) подготовил доклад "Ведущие российские корпорации и власть: технологии взаимодействия", в котором говорится о том, что крупный бизнес в России после дела ЮКОСа больше не ведет самостоятельных политических проектов, а ищет компромисса с властью, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Вместе с тем инициатива в российской экономике перешла от частного к государственному бизнесу.

По мнению авторов доклада, в такой ситуации роль профессиональных сообществ предпринимателей неуклонно снижается, пишет РБК daily. Среди крупного бизнеса авторы выделяют семь номенклатурно-политических групп. У них мощное финансово-политическое влияние, но они полностью лояльны Кремлю. Некоторые из групп способны выдвинуть собственного кандидата в президенты, но лидеры боятся засветиться в этом качестве, пишет газета "Ведомости".

- Семь номенклатурно-политических групп
- Кремль прибирает к рукам все медиаактивы и выгоняет зарубежных инвесторов

По мнению аналитиков ЦПКР, в последнее время бизнес предпочитает не идти на конфронтацию с властью - таково "воспитательное" воздействие дела ЮКОСа на умы предпринимателей. "Вовлеченность крупных компаний в текущие проекты, связанные с доступом к государственным средствам, мотивирует их к отказу от самостоятельной активности в политической сфере", - говорится в тексте доклада.

Эта вовлеченность сформировала в России, по мнению авторов, семь групп влияния: "Газпром", "Роснефть", акционеры банка "Россия", ФГУП "Рособоронэкспорт", РАО "РЖД", "Базэл" и группа Романа Абрамовича. Аналитики отмечают, что "на смену финансово-промышленным группам пришли государственно-номенклатурные альянсы".

Семь номенклатурно-политических групп

"Газпром" управляется "юридической" группой (Дмитрия Медведева и Алексея Миллера). Согласно докладу, группа сотрудничает с генпрокурором Юрием Чайкой и у нее сильные связи с ФАС. Но наиболее мощный ресурс группы - давнее знакомство ее лидеров с президентом. У группы - сильнейшие медиаактивы: холдинг "Газпром-медиа". К "юристам" также близок министр природных ресурсов Юрий Трутнев.

"Роснефть" управляется основным конкурентом "юристов" - "силовой" группой, лидером которой назван замглавы администрации президента Игорь Сечин. Другой ее важный представитель - директор ФСБ Николай Патрушев. К "силовой" группе примыкают руководители ФТС и ФНС. У этой группы нет медиаактивов, но есть сильнейший административный ресурс. К недостаткам ее относится отсутствие лоббистской базы в Госдуме.

Группа акционеров банка "Россия", в которой состоит много хороших знакомых Путина, строится на двух компаниях: собственно банке "Россия" и "Сургутнефтегазе". За последний "россияне" конкурировали с "силовой" группой. "Россияне" консолидируют медийные активы: ТРК "Петербург", Ren-TV - и финансовые: входящая в группу компания "Согаз" купила в 2006 году у "Газпрома" более 75% компании "Лидер" и 3% "Газпрома".

Группа "РЖД" близка к предыдущей, однако ее лидер, президент РЖД Владимир Якунин имеет и собственные интересы, связанные с развитием железнодорожного транспорта в России и за ее пределами. К сильным сторонам группы относится близость ее лидера к Путину и возможности по мобилизации электората: работающих в РЖД - 1,3 млн человек, а если считать членов их семей, то можно смело умножать на пять, сказала "Ведомостям" пресс-секретарь ОАО РЖД Наталья Акафьева.

Группа "Рособоронэкспорта" во главе с ее гендиректором Сергеем Чемезовым, который не только личный друг президента, но и имеет собственных людей во всех профильных ведомствах и структурах (Минпромэнерго, Минобороны, Генштаб), как и РЖД, располагает значительными электоральными ресурсами: в российском машиностроении работает 2,7 млн человек. К слабостям группы относится прежде всего традиционный конфликт с министром обороны, Сергей Иванов это или Анатолий Сердюков, отмечает в докладе ЦПКР.

Две группы, представленные частными собственниками, Олегом Дерипаской и Романом Абрамовичем, заработали значительный административный ресурс, участвуя в стратегических государственных проектах - таких, как Олимпиада в Сочи или управление глубоко дотационной Чукоткой.

Все семь корпораций - ресурсные центры, от которых зависят сценарии смены власти и обеспечения стабильности, и Кремль добивается, чтобы у них была консолидированная позиция, считает политолог Дмитрий Бадовский. Некоторые из групп способны выдвинуть собственного кандидата в президенты (Медведев от "Газпрома", Якунин от РЖД), но лидеры боятся засветиться в этом качестве, говорит гендиректор ЦПКР Михаил Виноградов и называет наиболее вероятным сценарием выбора преемника консенсусный. "Деньги от бизнес-групп власти, по большому счету, не всегда нужны", - заключает Бадовский.

Кремль прибирает к рукам все медиаактивы и выгоняет зарубежных инвесторов

Несмотря на максимальную лояльность нынешних бизнес-элит к Кремлю, власть предпочитает перестраховаться на будущее и активно занимается изъятием у негосударственного бизнеса "неэкономических" активов (СМИ, политические партии и организации, НКО) с целью сокращения их возможностей к самостоятельной реализации политических проектов, - делают вывод аналитики ЦПКР.

Сейчас практически все основные политические партии контролируются Кремлем, а те, что находятся вне зоны этого контроля, не имеют шансов получить регистрацию в Минюсте и участвовать в выборах. Эксперты констатируют, что власть все больше ограничивает права зарубежных инвесторов и предпринимательских структур на российском рынке. "Наиболее ярко это видно в ключевых отраслях и наиболее перспективных сырьевых бизнес-проектах (Ковыкта, "Сахалин-1", "Сахалин-2", Штокмановское месторождение)", - говорится в докладе.