Немецкое издание Frankfurter Rundschau пытается найти ответ, почему текущая ситуация в России не дает поводов для оптимизма людям, присоединившимся год назад к протестному движению или просто симпатизирующим ему. Как полагает газета, у многих в России начало появляться горькое осознание того, что дела у оппозиционного движения пошли не так хорошо из-за расколов и противоречий, укоренившихся в самой структуре российского общества.
В настоящее время в России параллельно сосуществует по крайней мере четыре разных общества, представители которых, хотя и говорят на одном языке, но имеют между собой мало общего, приводит Frankfurter Rundschau мнение эксперта Независимого института социальной политики, экономико-географа Натальи Зубаревич.
Первая группа, передает InoPressa.ru, составляет порядка 20% от всего населения России. Это - мобильные креативные и недовольные граждане, в число которых входят офисные сотрудники, малые и средние предприниматели, квалифицированный персонал, занятый в плохо оплачиваемых отраслях вроде образования и здравоохранения, а также научные и академические круги. Эта группа, использующая в качестве своего основного источника информации интернет и соцсети, недовольна масштабами коррупции, отсутствием инвестиций и достойной работы. "Группа номер один страдает не только в материальном, но еще и в духовном плане, - пишет газета. - Причина - повсеместный упадок".
Вторая группа проживает в средних промышленных городах и занята на больших экономически неэффективных предприятиях, вследствие чего она практически не готова к экономическим изменениям. Эта маломобильная "Россия-2", постоянно борющаяся за рабочие места и свои социальные права, очень падка на обещания любого рода - будь то скорые изменения, стабильность или улучшение качества жизни. В "Россию-2", подчеркивает Frankfurter Rundschau, входит 25% российского населения.
Самой же многочисленной является третья группа, составляющая 38% россиян. Ее представители живут в маленьких городах, поселках и деревнях, и политика Москвы их практически не затрагивает. Люди, принадлежащие к "России-3", считают себя аполитичными, а потому представляют незначительный потенциал для протестов, который все же мог бы возрасти, если бы ухудшилось их экономическое положение - например, если бы им задерживали или вовсе не платили зарплату и пенсии.
Что касается "четвертой России", то это жители национальных республик Северного Кавказа и Южной Сибири, уже и так привыкшие к постоянным конфликтам местных кланов, переделу власти и разборкам на национальной или религиозной почве, отмечает издание. Таких, по оценкам экспертов, 6%, и стабильность их мало интересует. "Россия-4" обильно пользуется государственными дотациями.
У всех этих четырех групп, говорится в заключение, очень мало общего - у них совершенно разные ценности, ожидания и видение будущего. К тому же, замечает Frankfurter Rundschau, они практически никак не связаны между собой. "Люди в России, как правило, стараются общаться в кругу своих друзей и не выходить за пределы этих гомогенных групп", - заключает издание.