Правоохранительные органы Дагестана всячески пытаются уйти от ответственности в инциденте с жестоким избиением подростка сотрудниками милиции. По данным правозащитников, милиционеры забрали из дома 14-летнего Махмуда Ахмедова в горном селении Хотода, а затем долго избивали в здании ОВД и угрожали изнасилованием, требуя сознаться в мелкой краже, которой он не совершал. Вызволить сына родители смогли только благодаря родственным связям. Сейчас общественность Дагестана собирает подписи под открытым письмом к президенту республики Магомедсаламу Магомедову с требованием расследовать этот вопиющий случай, сообщает правозащитный центр "Мемориал", который публикует текст обращения.
"Уважаемый господин президент! 20 июля в селении Хебда Шамильского района произошел вопиющий случай. Трое сотрудников милиции жестоко избили 14-летнего мальчика. Махмуд Ахмедов был доставлен в ОВД, находящийся в 25 км от дома, без сопровождения родителей и взрослых. В отделе милиции ребенка продержали до утра, где избивали дубинкой, деревянной доской по голове, ногам, в область сердца, выстригали волосы, угрожали изнасилованием, требуя признаться в совершении кражи электродрели. Мальчик был госпитализирован в Центральную республиканскую больницу.
На следующее утро один из милиционеров, избивших ребенка, в кабинете прокурора Шамильского района заявил его матери: "Жалуйся куда хочешь, хоть в Москву, мне все равно ничего не будет". Динамика роста милицейского беспредела прогрессирует настолько активно, что складывается ощущение полной бесконтрольности правоохранительных органов в Дагестане. Еще совсем недавно в дагестанской милиции не избивали женщин и уж тем более не пытали детей, но сегодня мы преступили и эту черту. Это путь к катастрофе.
- Инопресса: дагестанские силовики сажают и пытают невинных, порождая "ответный терроризм"
Если Вы заинтересованы в том, чтобы жители Дагестана считались с властью и не испытывали ненависти к милиции, как гарант Конституции Дагестана, Вы должны обеспечить законность. В данном конкретном случае законность - это наказание виновных. Милицейский беспредел может быть остановлен, только если преступник в форме будет знать, что за преступлением неотвратимо последует наказание. Пока же все громкие дела, где представители правоохранительных органов открыто нарушали закон, не привели ни к одному увольнению, а уж тем более лишению свободы. Всему есть предел. В Дагестане становится страшно жить. В День Конституции Дагестана просим Вас задуматься, хотите ли Вы возглавлять регион, где граждане чувствуют себя беззащитными и бесправными перед лицом власти".
Обращение к президенту республики уже подписали многие известные правозащитники, общественные деятели, журналисты, адвокаты.
Хроника "милицейского беспредела"
26 июля 2010 года ПЦ "Мемориал" сообщал о том, что в здании ОВД села Хебда Шамильского района Республики Дагестан сотрудники милиции жестоко избили четырнадцатилетнего Махмуда Ахмедова. Мальчика забрали из дома, доставили в отделение милиции без родителей и взрослых, а затем в течение ночи били, пытаясь заставить признаться в том, что он украл дрель. В настоящее время ребенок находится в отделении нейрохирургии Центральной республиканской больницы, говорится в сообщении "Мемориала", поступившем в понедельник в редакцию NEWSru.com.
По данным правозащитников, 27 июля утром мать Махмуда, Гусейнову Айшат, вызвали в Следственное управление СКП РФ по Дагестану, где следователь Хунзахского Межрегионального отдела СК по РД Магомед Магомедов принял и зарегистрировал ее устное сообщение о преступлении. Со слов родственников, в ходе допроса следователь выразил недовольство, что родные избитого мальчика передали информацию о происшествии в СМИ, а также сказал, что обращаться в прокуратуру нужно было сразу, а теперь уже поздно и вряд ли можно чем-то помочь.
Днем 27 июля состоялась встреча уполномоченного по правам человека Дагестана Уммупазиль Авадзиевны Омаровой с родственниками избитого мальчика. На встрече присутствовали мама и тетя Махмуда Ахмедова, представители "Мемориала" Екатерина Сокирянская, Заур Газиев и Сиражутдин Дациев, руководитель организации "Матери Дагестана за права человека" Светлана Исаева. Омбудсмен подробно расспросила родных подростка и правозащитников о произошедшем и обещала взять расследование дела под свой контроль. Правозащитники просили Омарову оградить потерпевших и врачей ЦРБ от давления со стороны силовиков с целью отозвать заявление и не позволить указать в медицинском заключении все травмы, нанесенные Махмуду.
В тот же день Омарова сообщила, что связалась с замминистра внутренних дел, министром здравоохранения и прокурором Дагестана. Со слов омбудсмена, замглавы МВД обещал провести собственное расследование инцидента, прокурор взял дело под особый контроль, а глава Минздрава обещал обеспечить ребенка всем необходимым. Кроме того, Омарова обещала организовать для Махмуда Ахмедова квалифицированную помощь детского психолога.
Около 15:30 часов в ЦРБ пришел следователь Магомед Магомедов, чтобы допросить Махмуда. Родные мальчика пригласили адвоката и представителя ПЦ "Мемориал" Сиражутдина Дациева, владеющего аварским языком. Тогда следователь перенес допрос на 20:00, сославшись на жару. Однако когда представитель "Мемориала" в указанное время снова прибыл в больницу, следователь позвонил и сообщил адвокату, что придет в 8 утра следующего дня.
28 июля в 8:00 утра представители "Мемориала" были в больнице. Но следователь не пришел. В 8:40 Дациев ушел, а в 8:50 пришел следователь и начал допрашивать мальчика без переводчика (Махмуд и его мама Айшат Гусейнова не владеют русским языком). Гусейнова заявила, что без адвоката и авароговорящего сотрудника "Мемориала" допрашивать ребенка не разрешит, и сообщила о произошедшем правозащитникам. Сокирянская созвонилась с омбудсменом Омаровой, изложила ситуацию и попросила содействия. Омарова обещала связаться с прокурором и заверила, что все будет в рамках закона.
Новый допрос был назначен на 13:00, но следователь снова не явился к назначенному времени. Правозащитники прождали его 40 минут и ушли. Однако вскоре Дациеву позвонила Айшат Гусейнова и сказала, что следователь приехал. Сотрудник "Мемориала" вернулся и увидел, что следователь уже составляет протокол, в котором было указано, что Махмуд сам сел в милицейскую машину и по своему желанию решил прокатиться с сотрудниками в ОВД.
Когда Дациев перевел текст протокола допрашиваемым, мать ребенка и родственники возмутились. Пришлось составлять документ заново, несмотря на возражения следователя. Дациев выступил в качестве переводчика.
30 июля около 10:00 в больницу к Махмуду пришел неизвестный в гражданской форме. Он осмотрел мальчика, сказал, что "никаких побоев нет", и пошел к главврачу больницы. В 11:30 приехала группа сотрудников Следственного комитета, они сфотографировали ребенка в целях освидетельствования.
Если следователи СКП подтвердят факт избиения, дальнейшее расследование начнут проводить сотрудники Управления собственной безопасности МВД по Республике Дагестан, отмечают правозащитники.