В обороноспособности России с точки зрения возможности противостоять американской системе ПРО обнаружилась серьезная брешь. Эксперты отмечают, что элементы этой системы, размещенные в европейских странах, до всех российских ракет не "дотянутся"
Президент России
 
 
 
Но на это способны американские корабли, которые могут "отлавливать" ракеты как в арктических водах, так и у своих берегов. Российским же ВМС противопоставить флоту США с этой точки зрения нечего
MDA
 
 
 
И новый род войск - Воздушно-космических, на которые возлагает надежды президент - помочь не сумеет
Министерство обороны РФ
 
 
 
Ракетный крейсер "Петр Великий"
Министерство обороны РФ

В обороноспособности России с точки зрения возможности противостоять американской системе ПРО обнаружилась серьезная брешь. Эксперты отмечают, что элементы этой системы, размещенные в европейских странах, до всех российских ракет не "дотянутся". Но на это способны американские корабли, которые могут "отлавливать" ракеты как в арктических водах, так и у своих берегов. Российским же ВМС противопоставить флоту США с этой точки зрения нечего. И новый род войск - Воздушно-космических, на которые возлагает надежды президент - помочь не сумеет.

На прошлой неделе Верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев в телеобращении по поводу планов НАТО развернуть элементы своей системы противоракетной обороны пожаловался, что США не учитывают беспокойство РФ, и пообещал ответные меры. Однако не все восприняли заявление президента с энтузиазмом. Кое-кто обвинил президента в предвыборном популизме, указывая на то, что предложенные им меры по сдерживанию ПРО неадекватны. И даже недостаточны: новые Воздушно-космические войска не помогут - Россия не защищена от ПРО с моря.

В качестве ответа на развертывание систем евроПРО, Медведев упомянул следующие меры: введение в боевой состав радиолокационной станции системы предупреждения о ракетном нападении в Калининграде, усиление прикрытия объектов стратегических ядерных сил (видимо, защита районов развертывания "Тополей" и "Ярсов" с помощью новой ЗРК С-400).

Кроме того, Медведев предложил продумать возможности разрушения, если потребуется, информационных систем ПРО (то есть, ведения кибервойны) и заявил о возможности выхода из договора СНВ-3. Также одним из элементов противодействия евроПРО было названо развитие войск Воздушно-космической обороны (бывшие Космические войска). Накануне новый род войск заступил на боевое дежурство.

Заявление президента, однако, не вызвало паники на Западе - о каких либо изменениях в планах США по евроПРО не сообщалось. А вот в России позицию Медведева подвергли критике. Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин согласен с критиками, но указывает на еще один "прокол" российского ответа ПРО: меры предпринимаются там, где опасность России от ПРО не грозит.

"Если российским стратегическим ядерным силам (СЯС) и сможет угрожать какой-то элемент американской ПРО, то исключительно морской. С земли американцы даже из Польши (про Румынию нет и речи) не смогут сбивать наши межконтинентальные баллистические ракеты, поскольку Вашингтону пока не под силу отменить законы физики. А вот крейсера и эсминцы с системой Aegis смогут заходить в арктические моря", - пишет эксперт на страницах "Независимого военного обозрения".

Сегодня в ВМС США системой Aegis (многофункциональная боевая информационно-управляющая система) оборудованы 22 крейсера и 60 эсминцев, строительство таких кораблей продолжается. Сейчас на них уже возлагаются задачи тактической ПРО (в зоне Персидского залива), в будущем эти корабли смогут быть элементами стратегической ПРО.

Эксперт отмечает, что вероятность агрессии со стороны России против США, первого ядерного удара со стороны США или агрессии со стороны НАТО с помощью обычных сил имеют низкую вероятность. "Единственный вариант, вероятность которого несколько выше нуля, – нанесение США обезоруживающего удара по нашим СЯС с помощью КРМБ (крылатые ракеты подводных лодок) и КРВБ (крылатые ракеты воздушного базирования) с расчетом на то, что остатки СЯС и будут добиты ПРО. В этом варианте удар по нам будет наноситься в первую очередь с моря", - уверен Храмчихин.

Однако в заявлении Медведева нет ни слова об укреплении обороноспособности страны по линии ВМФ. "Либо у нашего военно-политического руководства со стратегическим мышлением, мягко говоря, большие проблемы. Либо вся истерика насчет ПРО носит чисто политический характер и направлена исключительно на внутреннее потребление. Либо наш ВМФ находится в таком состоянии, что ни в каком парировании данной угрозы он участвовать не может", - отмечает эксперт.

В пользу последнего предположения он приводит данные о состоянии российского военного флота. По словам Храмчихина, даже строящиеся сейчас корабли новых проектов способны в плане ПВО лишь на самооборону или в лучшем случае на оборону соседних кораблей. Элементом "русской ПРО" они стать не могут, не могут защищать территорию страны от вражеских ракет.

Исключение составляют ракетные крейсера "Петр Великий", "Москва", "Маршал Устинов" и "Варяг", но они "разбросаны" по флотам. Кроме того, у нас нет аналога боевой системы Aegis, есть только "набор ракет".

"Скорострельность" российских кораблей невысока, так как единовременно готова к запуску только часть боекомплекта. У американцев одновременного готовы к пуску все - до 120 ракет.

Строительство новых кораблей подобного класса в России сегодня даже не обсуждается, что естественно – у нас для этого нет ни финансовых, ни технических возможностей", - напоминает эксперт. По его мнению, противостоять атаке с моря, как и поддержать наши ракеты в преодолении ПРО, русские ВМС могут, только уничтожая американские корабли.

"Правда, на подобные подвиги российский ВМФ способен лишь вблизи своих берегов, в арктических морях", - считает эксперт. Так что если элементы ПРО будут установлены в Арктике, российские ракеты смогут преодолевать эту систему, если наши ВМС будут топить носителей ПРО. Но возможен другой вариант: американские корабли будут сбивать ракеты рядом со своим побережьем. Вот тогда шансов преодолеть ПРО у России куда меньше - наши надводные корабли так далеко в одиночку не зайдут, это было бы бессмысленным самоубийством, отмечает Храмчихин.

Шанс на успех есть только у подводных лодок. "Поэтому наиболее адекватной мерой противодействия ПРО на самом деле является недавнее подписание контракта на строительство 4 ПЛА пр. 885М "Ясень" (в дополнение к проходящему испытания "Северодвинску")", - полагает эксперт.

Однако о "Ясенях", как и в целом о ВМФ, разработчики "жесткого ответа" американцам, видимо, не вспомнили.