Государственная дума может уже осенью принять вызвавший немало нареканий законопроект, предлагающий считать некоммерческие организации (НКО), финансируемые из-за рубежа, "иностранными агентами". Так что в самое ближайшее время под действие закона может подпасть даже Русская православная церковь - по крайней мере, этого опасается глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов.
"Когда вы ловите акулу, вам нужна сеть с очень крупными ячейками. Если вы сделаете сеть с очень мелкими ячейками, то в нее попадут не только акулы, но и креветки. В данном случае сделана сеть с очень мелкими ячейками", - образно пояснил глава СПЧ суть своих претензий в беседе с "Интерфаксом". В понедельник документ обсуждается на заседании возглавляемого им совета.
В существующем виде законопроект не нужен, отметил Федотов. Он подчеркнул, что не готов признать РПЦ "иностранным агентом". А такая перспектива церковь может ожидать, так как согласно буквальному толкованию положений законопроекта, иностранным агентом будет считаться любая организация, которая получает деньги от иностранных физических лиц.
"А вы представляете, сколько у Русской православной церкви верующих за рубежом - целые епархии. Все эти люди, приходя в храм, отдают деньги на церковь и ее процветание. Таким образом, Русская православная церковь получает денежные средства от иностранных физических лиц", - отметил глава СПЧ. По его словам, подпадает РПЦ и под второй критерий НКО со статусом иностранного агента - ведь священнослужители участвуют в формировании общественного мнения и воздействуют на органы власти.
Как бы то ни было, с принятием закона о наделении российских НКО, работающих в политической сфере и финансируемых из-за рубежа, статусом "иностранного агента", тянуть не будут. По словам источника в администрации президента, он может вступить в силу уже в октябре-ноябре этого года.
Ранее сообщалось, что Кремль поддерживает инициативу единороссов. Одобряет ее и правительство, о чем говорится в размещенном в базе данных Госдумы отзыве на документ за подписью вице-премьера - руководителя аппарата правительства Владислава Суркова. Законопроект был внесен в Госдуму в минувшую пятницу группой депутатов от фракции "Единая Россия" во главе с Александром Сидякиным, известным как автор другого скандального закона - об ужесточении наказания за нарушения на митингах.
"Предполагается, что законопроект, при соблюдении регламентных норм, вполне возможно, будет вынесен на первое чтение на 6 июля", - цитирует слова представителя Кремля журналистам ИТАР-ТАСС. По мнению источника, закон получит поддержку не только парламентского большинства, но и других фракций. В случае его принятия в первом чтении он может быть уже через неделю, 13 июля, принят во втором и третьем чтении. Таким образом, Совет Федерации успеет обсудить закон на своем последнем заседании 18 июля и отправить его президенту на подписание.
То есть, если исходить из максимально возможных сроков рассмотрения документа во всех инстанциях и с учетом переходного периода, новые требования к НКО могут вступить в силу с середины ноября или даже раньше.
Тотальных проверок НКО не будет
Тотальных прокурорских проверок после принятия закона об "иностранных агентах" не последует, заявил журналистам источник в администрации президента РФ. "Мы исходим из того, что подавляющее большинство НКО, выполняющих функции иностранного агента, - это цивилизованные игроки в нашей политической системе. Мы надеемся, что они придут и выполнят требования российского закона. Остальные - единицы, которые будут жить по принципу "прокатит или не прокатит", - сказал он.
Но в документе "четко прописано, что подразумевается под участием в политической деятельности", заверил представитель Кремля. Отвечая на вопрос о том, кто будет признавать НКО "политической", он пояснил, что "в случае, если Минюст полагает, что данная НКО отвечает двум признакам и не встала в реестр, он возбуждает административное производство о привлечении к ответственности и по сути о квалификации этой организации как занимающейся политической деятельностью", передает ИТАР-ТАСС.
"Соответствующий протокол поступает в суд, который принимает решение о привлечении к административной ответственности, - отметил чиновник. - То есть суд в данном случае идентифицирует и закрепляет, что данная организация занимается политической деятельностью". "Таким образом, это компетенция суда", - подытожил он.
"Иностранными агентами" могут признать около тысячи НКО. Первые кандидаты названы
Закон об иностранных агентах может коснуться примерно одной тысячи из зарегистрированных в России 230 тыс. некоммерческих организаций, сообщил журналистам источник в администрации президента РФ. По данным собеседника прессы, около 30% из существующих в нашей стране НКО - "мертвые", и сейчас Минюст проводит их ликвидацию.
Из 230 тысяч НКО несколько десятков тысяч получают иностранные деньги, отметил чиновник. "Подавляющее большинство из них не занимаются политикой, а заняты благими вещами. Они не подпадают под будущий закон", - подчеркнул он.
В качестве наиболее вероятного кандидата на попадание в реестр "иностранных агентов" источник назвал ассоциацию "Голос", отметив, что она "не скрывает получение иностранных денег", сообщает ИТАР-ТАСС. Другим претендентом чиновник считает правозащитную организацию Transparency International, передает РИА "Новости".
Под действие закона могут попасть и экологи. "Если мы возьмем экологические организации, которые действуют на территории Российской Федерации, то 30% деятельности экологических организаций - это экспертные данные, направлены непосредственно на разведение кроликов или поддержку каких-то редких животных. 70% экологии - это политика. Они занимаются прямой политикой", - сказал источник.
По данным Росфинмониторинга, если взять за 100% сумму всех денег, которые поступают от иностранных источников в российские НКО, только 30% идут безналичным путем, продолжил представитель администрации президента. 70% этих денег поступают иным способом, в том числе и в виде наличных.
Чтобы проанализировать, что происходит с 30% этих безналичных денег, вводится норма в закон о противодействии легализации преступных доходов, согласно которой любое поступление денег из иностранных источников в НКО, если сумма превышает 200 тыс. рублей, подлежит обязательному контролю, отметил чиновник.
"Доказывать, что кто-то принес деньги "в чемодане", - тоже можно, но закон такой цели не ставит", - сказал представитель Кремля.