Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский во вторник обратится к Хамовническому суду с последним словом
RTV International
 
 
 
Прокурор просит признать подсудимых виновными в хищении нефти у "дочек" и легализации денежных средств, полученных преступным путем (статьи 160 и 174.1 УК РФ) в размере более 487 миллиардов рублей и свыше 7,5 миллиарда долларов
Reuters
 
 
 
Свое второе уголовное дело Ходорковский называет политически и коррупционно мотивированным и заявляет, что процесс инициирован людьми, которые не хотят его выхода на свободу
Reuters

Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский во вторник обратится к Хамовническому суду с последним словом. Второй обвиняемый - экс-глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев от этого отказался. Согласно процедуре, после выступления Ходорковского судья Виктор Данилкин должен будет вынести приговор. Обвинение настаивает на том, что подсудимые должны получить по 14 лет тюрьмы, передает "Эхо Москвы".

Гособвинение 22 октября заявило в Хамовническом суде Москвы, что считает справедливым приговорить экс-главу ЮКОСа и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП к 14 годам заключения каждого с отбыванием наказания в колонии общего режима. Защита сразу же негативно оценила требование прокуратуры, теперь станет известно мнение Ходорковского и Лебедева.

"Михаил Борисович пожелал первым выступить в прениях со стороны защиты. После него свою позицию изложат и адвокаты", - сказала ранее адвокат экс-главы ЮКОСа Наталья Терехова. По ее прогнозу, выступление в прениях стороны защиты, а также подсудимых займет не более трех дней, гособвинение излагало суду свою позицию восемь рабочих дней.

"Мы не хотим затягивать стадию прений сторон и будем говорить исключительно по сути дела", - подчеркнула Терехова.

Согласно статье 292 УПК РФ, после произнесения речей всеми участниками прений сторон, каждый из них может выступить еще один раз с репликой, но право последней реплики принадлежит подсудимому или его защитнику. Затем фигурантам дела дается возможность выступить с "последним словом", после чего суд назначает дату оглашения приговора и удаляется на его написание.

Прокуратура запросила для Ходорковского и Лебедева всего на год меньше их худших ожиданий: адвокаты подсчитали, что экс-главе ЮКОСа и бывшему руководителю МФО МЕНАТЕП грозит по 15 лет заключения в случае признания виновными по всем эпизодам.

На требуемом сроке наказания особенно не отразились ни просьба самой же прокуратуры прекратить по истечению срока давности уголовное преследование по одному из ключевых эпизодов - хищению акций Восточной нефтяной компании (ВНК), ни квалификация деяний согласно Уголовному кодексу РФ в редакции 2010 года, то есть с учетом президентских поправок, снизивших наказание по ряду экономических преступлений.

Не сыграло роли и снижение на треть претензий прокуратуры, попросившей признать Ходорковского и Лебедева виновными в хищении более 218 миллионов, а не свыше 350 миллионов тонн нефти.

Прокурор просит признать подсудимых виновными в хищении нефти у "дочек" и легализации денежных средств, полученных преступным путем (статьи 160 и 174.1 УК РФ) в размере более 487 миллиардов рублей и свыше 7,5 миллиарда долларов.

Прокурор Валерий Лахтин, представляющий гособвинение на процессе по делу ЮКОСа в Хамовническом суде столицы, в понедельник заявил, что доводы защиты Ходорковского и Лебедева о их невиновности ложны. В свою очередь Ходорковский, участвуя в обмене репликами, заявил о своей уверенности, что приговор по делу будет обвинительным.

Как считает Ходорковский, в выступлениях прокуроров и в обвинительном заключении есть разночтения. В частности, несмотря на то, что в материалах говорится о том, что предметом преступления была не только нефть, но и нефтепродукты, и денежные средства, прокурор этих особенностей не коснулся. По мнению экс-главы ЮКОСа, сокращение объемов нефти, хищение которой инкриминируется подсудимым, стало для прокуратуры вынужденной мерой.

Также Ходорковский отметил, что прокуратура, говоря о преступлениях, допускает фактические ошибки. "О наличии даже теоретической возможности юридически похитить нефть, поставленную производителем непосредственно добросовестным потребителям, говорить может только двоечник. Если преступник не завладел имуществом, похитить его нельзя", - пояснил он.

Как отметил Ходорковский, они с Лебедевым не похищали нефть у добывающих "дочек" ЮКОСа, так как не завладевали ею ни юридически, ни физически. "Перечеркнуть данный факт можно лишь прямо нарушив закон, пересмотрев фактически обстоятельства, установленные вступившими в силу решениями суда", - добавил Ходорковский. Как считает экс-глава ЮКОСа, .Лахтин сам этого сделать не может, а суд на это подбивает. "Хотите - делайте, только говорить о добросовестности тогда не надо. Произвол - он и в Африке произвол, и в России", - подытожил Ходорковский, обращаясь к председательствующему на процессе судье Виктору Данилкину.

Дело Ходорковского и Лебедева

Напомним, Ходорковский был арестован в конце 2003 года, глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев - в июле 2003 года. 31 мая 2005 года они были приговорены Мещанским судом Москвы к девяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов и этапированы в колонии. Позже Мосгорсуд снизил им наказание до восьми лет каждому.

Стоит отметить, что прения по первому уголовному делу продолжались около двух недель. Новое дело более масштабно по числу материалов. В настоящее время срок содержания под стражей обвиняемых продлен до 17 ноября.

О втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском суде. В 2009 году оба были возвращены в Москву в связи с предстоящим судом по второму делу и с тех пор содержатся в следственном изоляторе.

По новым обвинениям Генпрокуратура РФ инкриминирует бывшим руководителям ЮКОСа "хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализацию". Хамовнический суд 29 сентября завершил стадию судебного следствия по второму уголовному делу в отношении Ходорковского и Лебедева.

Свое второе уголовное дело Ходорковский называет политически и коррупционно мотивированным и заявляет, что процесс инициирован людьми, которые не хотят его выхода на свободу. Уголовное преследование бывший глава нефтяной компании объясняет тем, что он поддерживал независимую оппозицию.