Задача сближения внешнеполитических позиций стран ОДКБ была поставлена на неформальном саммите организации в Астане 12-13 августа
Президент России
 
 
 
Казахстан, совместные учения "Взаимодействие-2010"
Министерство обороны Казахстана
 
 
 
Между тем в Североатлантическом альянсе в реальность реформирования ОДКБ не верят
ОДКБ

Россия предпринимает новую попытку углубления интеграционных процессов на постсоветском пространстве и усиления влияния Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - курируемого ею военно-политического блока. Как пишет "Коммерсант", страны ОДКБ (блок объединяет РФ, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан) согласовали перечень внешнеполитических тем, по которым ее члены отныне будут выступать с единых позиций, как это делает ЕС и НАТО. В Североатлантическом альянсе сомневаются, что подобные меры усилят роль ОДКБ, которую натовцы называют не иначе, как "виртуальной структурой".

Задача сближения внешнеполитических позиций стран ОДКБ была поставлена на неформальном саммите организации в Астане 12-13 августа. А уже 26 сентября министрам иностранных дел государств - членов блока, встретившимся на "полях" Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, был представлен первый вариант так называемых коллективных указаний.

- Главы правительств СНГ неожиданно для себя подписали договор, выгодный для амбициозной путинской кампании
- СМИ: Планами интеграции Путин обозначил свой президентский курс, но это может рассорить его с соседями

Документ охватывает такие темы, как противодействие фальсификации истории (в первую очередь истории Второй мировой войны), международная безопасность и разоружение, противоракетная оборона, взаимодействие ОДКБ с ОБСЕ и НАТО, ситуация в Афганистане, борьба с международным терроризмом, наркотиками и оргпреступностью, права человека. Страны блока будут выступать с совместными заявлениями и согласовывать свои позиции по этим вопросам в таких структурах, как ООН, ОБСЕ, и других международных площадках.

На Генассамблее ООН они уже выступили с совместным заявлением по международной безопасности и разоружению, а следующая декларация может быть посвящена конвенции по бактериологическому оружию или афганскому транзиту. Впрочем, Белоруссия, по данным собеседника издания в Минске, настаивает на первоочередности совместного заявления по правам человека и недопустимости "санкционного мышления".

Узбекистан и вовсе отказался подписывать объединяющий документ, оставив за собой право принимать решения по каждому отдельному случаю совместных внешнеполитических действий в рамках блока. Реализация "коллективных указаний" на практике должна стать одной из тем декабрьского саммита ОДКБ, пишет газета.

Как пояснил полпред РФ при ОДКБ Игорь Лякин-Фролов, наряду с остальными мерами по реформе ОДКБ новая инициатива должна "сделать ОДКБ зримой и значимой международной структурой с серьезным военно-политическим весом, к которой прислушивались бы в мире". Россия также надеется на признание роли этой организации со стороны НАТО.

Между тем в Североатлантическом альянсе в реальность реформирования ОДКБ не верят. "Для нас это пока не более чем патронируемая Россией виртуальная организация, лишенная практического смысла и политического стержня. Не думаю, что какие-то указания сделают эту структуру более консолидированной", - заявил газете высокопоставленный источник в силовом ведомстве одной из стран - членов НАТО.

Реформирование ОДКБ

В сентябре СМИ сообщили о готовящейся глубокой реформе ОДКБ, которая давно назрела. Сообщалось, что изменения коснутся трех основных сфер. Во-первых, организация будет наделена функциями миротворца. Во-вторых, изменится система принятия решений в ОДКБ - страны-участницы перейдут от принципа консенсуса к большинству голосов. В-третьих, пересмотрят взаимоотношения ОДКБ с НАТО, утверждала газета. В числе главных задач - обеспечение частичной совместимости контингентов ОДКБ с силами ответного реагирования альянса.

В то же время генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа утверждал, что о глубокой реформе ОДКБ речи не идет - в устав организации могут быть внесены лишь "косметические изменения".

Необходимость таких изменений назрела еще в 2009 году в связи с решением стран ОДКБ о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Их планировалось использовать для "отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".

Кроме того, президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил использовать войска ОДКБ для подавления революций внутри стран-участниц и заверил, что идея уже согласована и одобрена Москвой. Впрочем, в Кремле белорусского лидера сразу же обвинили в вульгаризации реформы ОДКБ и дали понять, что союзники не собираются ему помогать бороться с массовыми беспорядками, подобными тем, которые вспыхнули в Минске в декабре 2010 года после президентских выборов.

Создание КСОР осложнилось особой позицией Узбекистана. Президент страны Ислам Каримов отказался подписывать документы, которые узаконивали развертывание КСОР на территории государств - членов ОДКБ.

Тогда Лукашенко поднял вопрос о членстве Узбекистана в ОДКБ. Однако вместо этого было решено разрешить принятие ОДКБ решений на основе простого большинства голосов, без необходимости достижения полного консенсуса.

Первоначально Узбекистан вступил в ОДКБ в 1992 году и приостановил свое членство в ней в 1998 году. Окончательно возвращение в ряды организации страна оформила лишь в марте 2008 года. В декабре 2008 года, когда руководство Узбекистана отказалось приехать на неформальный саммит ОДКБ в Казахстан, появилась информация, что вскоре Ташкент может выйти из Договора о коллективной безопасности.