Около 16 часов в Москве началась встреча президента России Владимира Путина с жителями Беслана, пострадавшими во время теракта, в том числе членами комитета "Матери Беслана". Во встрече принимали участие глава Республики Северная Осетия-Алания Таймураз Мамсуров, у которого среди заложников было двое детей, а также жители города Суссана Дудиева, Аннета Гадиева, Рита Сидакова, Римма Торчинова, Маирбек Туаев, Азамат Сабанов и Виктор Есиев.
"Трудно начинать эту беседу. Чувства, которые вы испытываете понятны любой матери, любому отцу, любому нормальному человеку. - начал президент. - Поэтому тысячи людей в нашей стране России, за рубежом, откликнулись на эту трагедию, сделали все, чтобы как-то проявить свою солидарность".
Президент России заявил, что сегодня "ни одно государство мира не может в полном объеме гарантировать безопасность своих граждан". Напомним, накануне некоторые члены комитета "Матери Беслана" просили политического убежища в "любой стране, где соблюдаются права человека".
Президент дал понять, что это не поможет. "Должен сразу сказать, согласен с теми, кто считает, что сегодня государство не может обеспечить в необходимом объеме и качестве безопасность своих граждан, - заявил президент. - К сожалению это относится не только к нашему государству. Вы знаете об ужасной трагедии, которая произошла в США в 2001 году. Правоохранительные органы, специальные службы проворонили, пропустили ужасный теракт, в результате которого погибли тысячи людей... Вы знаете о терактах в Испании, в Лондоне. Развитые, мощные государства с функционирующей экономикой, с отлаженными спецслужбами не могут противостоять сегодня террористическим актам. Что же говорить о нашей стране, которая понесла огромные потери после развала СССР, в экономике, в социальной системе... В первой половине 90-х годов в результате тяжелых событий в Чечне наши Вооруженные силы, специальные службы вообще находились в состоянии нокаута, в полуразрушенном состоянии", - цитирует слова Путина "Интерфакс".
В то же время президент заявил, что халатности должностных лиц не может быть оправдания. "Все обстоятельства должны быть тщательно расследованы, вся общественность будет ознакомлена (с результатами расследования), - обещал он, - мы к этому будем стремиться, обязательно этого добьемся".
"Я знал и раньше о вашей просьбе о встрече, - заявил Путин. - Знаю, у вас есть много вопросов, почему именно сегодня предложили эту встречу". "Во-первых, мне хотелось, чтобы были собраны достаточно объективные данные о расследовании по ряду уголовных дел, которые были возбуждены после трагедии в Беслане", - уточнил он. Глава государства отметил, что было принято решение "на законодательном уровне у нас 3 сентября фактически объявлен Днем солидарности со всеми жертвами террористических актов". "Именно теракт в Беслане послужил поводом принять решение на общегосударственном уровне, увековечить память погибших в результате теракта в Беслане по всей территории России, увековечить на все будущее время", - указал он.
Изначально Путин приглашал 20 человек из числа пострадавших и родственников погибших в Беслане. Однако многие отказались лететь в Москву, узнав о дате визита. "В этот день год назад дети в зале кричали: "Путин, Дзасохов, помогите!" - заявила "Времени новостей" возмущенная Элла Кесаева, потерявшая в школе двух племянников. - Он (Путин) прекрасно знает, что именно в этот день нам нельзя было ехать. И именно в этот день нам ультимативно сказали, что он хочет нас видеть. Многие пострадавшие говорят: первое, второе и третье сентября - дни траура, нам нельзя ехать к Путину, чтобы поднимать ему имидж, нельзя ехать к основному виновнику гибели наших детей".
Встреча завершилась около 19:00. Вечером в этот же день делегация вылетела обратно в Беслан.
Председатель комитета "Матери Беслана" Сусанна Дудиева заявила, что жители североосетинского города Беслан, пострадавших в результате прошлогоднего теракта, после встречи с президентом РФ Владимиром Путиным поверили главе государства. "Мы поверили ему. Он заверил нас, что в кратчайшие сроки вопросы будут решены", - сказала Дудиева в пятницу журналистам по прилету в Беслан из Москвы. Она отметила, что разговор с президентом "был очень трудный, жесткий, мы задавали очень жесткие вопросы".
"Мы предоставили президенту свои документы, свое видение того, что происходило в школе", - сообщила Дудиева. По ее мнению, "информация, которой владеет президент, неполная". "Президент заверил нас, что также будет добиваться правды и также заинтересован в том, чтобы была правда (о событиях в Беслане)", - подчеркнула Дудиева. Она отметила, что женщины поверили Путину, потому что он заверил их, что "во всем разберется и очень ответственно подойдет решению этих вопросов".
Еще одна участница встреча Аннета Гадиева заявила журналистам, что жители Беслана рассказали президенту все, что хотели: "Все смогли высказать то, что мы хотели. Все, что у меня наболело, я сказала, какой будет результат, покажет время".
Как сообщает "Эхо Москвы", многие жители Беслана были удивлены словами, которые на встрече с президентом произнесла лидер комитета "Матери Беслана" Сусанна Дудиева. Якобы она сказала: "Владимир Владимирович, мы с вами". По крайней мере об этом сообщил полпред Дмитрий Козак. По свидетельству корреспондента радиостанции, многие в Беслане шокированы услышанным.
Перед вылетом из Москвы члены североосетинской делегации были не слишком разговорчивы, и встречу с президентом они описывали в общих чертах.
Дудиева сразу по возвращению в Беслан заявила, что у Путина до встречи с делегацией была неполная информация о трагедии и он чувствует свою вину за произошедшее в Беслане.
"Информация, которой владеет Президент - неполная и подлежит уточнению. Он сказал, что именно эти вопросы он будет уточнять. Он заверил нас, что теперь у него более ясная картина того, что произошло в Беслане. Сказал, что в ближайшие сроки по этим вопросам он будет разбираться, выяснять истину. Путин заинтересован в том, чтобы это было объективно, он намерен вместе с нами дойти до правды, какой бы горькой она не была. Мы говорили именно для того, чтобы подобное не повторилось. Нужна только правда. Нам в Беслане, всем людям, которые живут, растят детей, которые хотят жить. Нам не нужны пустые слова и обещания. Подобное должно больше не повторится. Он заверил нас, что будет делать все, с Беслана начнется правда. Мы поверили ему и будем ждать, когда в ближайшее время мы увидим перемены и результаты", - приводит слова Дудиевой "Эхо Москвы".
- "Разведка боем" Дмитрия Козака: "подготовленный враг - опасный... короче говоря, Козаку они не все сказали"
- Инопресса о визите матерей к Путину: говорят, что думают, и никого не боятся
Мамсуров заявил, что в ходе встречи собирается больше слушать, а в Кремль едет и как пострадавший, и как глава республики: "Чтобы остальные не чувствовали, что они одни". Но и у него есть вопросы к президенту - например, о видеозаписи, сделанной боевиками внутри школы, которую через несколько дней после трагедии распространили западные агентства. Сам факт появления этой записи говорит либо о том, что не все боевики, захватившие школу, были убиты, либо о том, что в среде российских силовых структур есть люди, готовые продавать бесценные вещественные доказательства. Оба ответа являются неудовлетворительными и могут огорчить главу государства. Кроме того, глава Северной Осетии оценивает как "отвратительную" работу оперативного штаба.
Прогнозы СМИ накануне встречи
"Разговор в Кремле, если он действительно получится, обещает быть не из приятных - даже несмотря на то, что в составе приглашенных будут опытные политики. В результате этого разговора главе государства скорее всего придется если и не признать публично, то хотя бы согласиться с тем, что подчиненные ему "компетентные структуры" далеко не так компетентны, как этого хотелось бы гражданам", - полагает "Время новостей".
Другие газеты, наоборот, считают, что даже личная встреча с президентом вряд ли поможет выяснить правду. "События последнего года развивались таким образом, что сказать правду президент скорее всего не сможет", - полагают "Ведомости". Сначала жители Беслана слышат, что число находящихся в школе заложников официально занижается как минимум в три раза, и понимают, что спасти всех детей никто даже не надеется. Потом видят, как по школе стреляют из танка, потом находят тубус от огнемета "Шмель", но представители следствия продолжают настаивать сначала на том, что из огнемета по школе не стреляли, а потом - что стреляли, но к пожару это привести не могло. При этом большинство заложников погибли не от пуль террористов, а от пожара в школе, и родственники погибших прекрасно это понимают, но виновных в пожаре следствие принципиально не ищет.
Владимир Путин с самого начала жестко дал понять, что никаких переговоров с террористами не будет, потому что, захватив школу, бандиты напали на страну, а не на детей, напоминают "Ведомости". "Это нападение на нашу страну", - сказал президент, а слабых бьют, и, если позволить себя шантажировать, миллионы людей погрузятся в “нескончаемую череду кровавых конфликтов". Получается, что задача спасти детей была только у участников спонтанного штурма, а высшие должностные лица государства спасали в это время "страну". На следующий день после трагедии, 4 сентября, Путин прямо заявил, что другого выбора у него не было - как президент и глава государства, он дал клятву защищать "территориальную целостность".
Принципиальная позиция "не идти на поводу у террористов" со временем стала трансформироваться и вылилась в итоге в решимость "не идти на поводу у жертв террористов". "Матери Беслана" требуют правды, но "пойти на поводу" у этих женщин президент тоже, судя по всему, не может, полагает издание. Так что вряд ли "Матери Беслана", некоторые из которых вчера попросили политического убежища в "любой стране, где соблюдаются права человека", услышат внятные и честные с их точки зрения ответы на свои вопросы.
Французская Liberaton добавляет, что действия властей в последний год порой выглядяли так, будто они стремились купить молчание и благосклонность жившущих в Беслане. "Бедный осетинский городок Беслан на юге России утопает в подарках и деньгах. - уверяет французская газета. - Вместо школы номер один, превращенной в руины, построены две великолепные школы с бассейнами и компьютерами последних моделей". (Перевод статьи на сайте Inopressa.)
Каждый из бывших заложников получил не меньше 10 тысяч евро в качестве компенсации, не считая подарков "натурой" и бесчисленных приглашений совершить путешествие – в Россию или за границу. Семьи погибших получили как минимум по 28600 евро – в десять раз больше той суммы, которую в России обычно выдают жертвам терроризма. Когда в результате взрывов двух самолетов, произошедших 24 августа 2004 года, за несколько дней до Беслана, погибло 90 человек, государство выдало родственникам лишь по 2850 евро за человека.
"Нас пытаются задушить деньгами и подарками", – говорит отец, потерявший в те дни сына. "Все это показуха, – возмущается Мзия Кокойты, мать, носящая траур по своей 12-летней дочери. – Помогать нам нужно было во время захвата заложников. Тогда мы умоляли государство, осетинского президента и Путина спасти нас. Теперь уже поздно".
"Разведка боем" Дмитрия Козака
Накануне в Беслан приезжал полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Он говорил с родственниками погибших около двух часов (СТЕНОГРАММА). В Беслане считают, что он приехал "на разведку", и тайны врагу не выдали. "Мы говорили ему, что следствие врет. Мы приводили ему факты. Наших детей сожгли, наших детей расстреляли. И никто не хочет этим заниматься. И Козак не хочет в это вникать. Вот все, что я поняла из этой беседы", - заявила "Коммерсанту" одна из "Матерей Беслана" Элла Кесаева. Бывший заложник Казбек Мисиков добавил: "Он не ради нас приехал. Он приехал на разведку. Чтобы президенту доложить, с какими настроениями едут к нему матери Беслана и какие вопросы будут ему задавать. Президент хочет подготовиться, наверное. Боится принимать женщин неподготовленным. Сказать-то нечего". "Они (матери) свои вопросы приберегли только для президента, - заявил Казбек. - Люди понимают: подготовленный враг - опасный. Короче говоря, Козаку они не все сказали".
Частично о вопросах, которые матери Беслана планируют задать президенту, можно судить по беседе с Дмитрием Козаком. Родственники погибших, которых пригласили на встречу, возмущались необъективностью следствия, были недовольны действиями прокуратуры, которая не приняла ни одного их ходатайства. Женщины спросили у Козака, почему президент Путин никак не отреагировал на то обращение, которое они передали ему через полпреда в январе этого года. Козак ответил, что у него, возможно, не было времени. Женщины сказали, что по их детям стреляли свои и следствие не желает этого признавать. Но полпред ответил, что не может влиять на следствие.
"Они сидели за закрытыми дверями два часа. Под конец оттуда вышла, хлопнув дверью, мать погибшего 14-летнего Хасана Рубаева Рита. Вышел, сердито надвинув на лоб шляпу, Виктор Есиев, потерявший взрослого сына. Его спросили, что сказал полпред, но мужчина махнул рукой и пошел прочь. Наконец охрана полпреда напряглась, потеснила журналистов и на крыльце показался господин Козак. Его заслонили собой охранники и, пробивая коридор, повели к черному "Мерседесу". Журналисты со всех сторон что-то кричали полпреду, но тот качал головой, а его пресс-секретарь повторял: "Никаких комментариев". Только у машины полпред обернулся и ответил кому-то: "Бесполезно!" И махнул рукой", - свидетельствует "Коммерсант".
"Матери Беслана" должны вернуться в свой родной город из Москвы уже сегодня, чтобы продолжить траурные мероприятия.
В бесланской школе поминают жертв теракта
Родственники жертв бесланской трагедии решили в память о погибших детях оставаться в спортзале школы номер один трое суток без пищи, сообщила "Интерфаксу" представительница комитета "Матери Беслана" Марина Меликова.
В ночь на вторник в спортзале находились более 30 женщин. Еще одна группа родственников - около 40 человек - всю сегодняшнюю ночь провела на кладбище, у могил погибших.
В настоящее время к школе начали приходить люди, среди них не только бесланцы, но и жители других городов республики. Среди них много тех, у кого никто из родственников во время теракта не пострадал, тем не менее, они считают своим долгом приехать на место трагедии, зажечь свечу, почтить память погибших.
Возле школы сохраняется режим повышенной безопасности, пройти к зданию можно, по-прежнему, только через металлоискатели. Патрульные тщательно осматривают все подозрительные предметы, но люди относятся к этому с пониманием.
Кроме сотрудников МВД школу и кладбище охраняли молодые жители Беслана, которые не пускали журналистов ночью ни на кладбище, ни в школу. Добровольные охранники считают, что люди должны побыть наедине со своим горем, а не под вспышками объективов.
Инопресса о визите матерей к Путину: говорят, что думают, и никого не боятся
Беслан стал ужасной человеческой трагедией для 331 человека, лишившегося жизни, и для их родственников, которые год спустя все еще не могут примириться с потерей. Однако, как хотят напомнить сегодня Владимиру Путину матери некоторых из 186 детей, погибших в школе номер один североосетинского города, это было еще и провалом российского государства.
Любое правительство на земле, даже то, которое пренебрегает соблюдением основных свобод граждан, судят по его способности защитить жизни людей. Российские власти, очевидно, не справились со своими обязанностями, хотя прямая ответственность за смертоубийство лежит на чеченских террористах, которые начинили школьный спортзал бомбами и убили невинных заложников, пишет британская The Guardian, статью которой публикует Inopressa.
Слишком много вопросов относительно этого зверства остаются без ответов. Почему о требованиях террористов не сообщали? Была ли кровавая бойня спровоцирована неумелой попыткой провести операцию по спасению с использованием огнеметов? Многие жертвы погибли в пламени, другие попали под перекрестный огонь. Каким образом автомобиль, битком набитый бородатыми кавказцами в масках, доехал до Северной Осетии по строго охраняемым милицией дорогам? Как их оружие и взрывчатка попали в школу?
Некомпетентность кажется наиболее вероятным ответом. Однако отчеты двух официальных расследований все еще не опубликованы, ни один высокопоставленный чиновник не наказан, констатирует британское издание.
Убитые горем семьи заслуживают того, чтобы им дали полный ответ, даже если ради этого придется бросить вызов диктаторским замашкам Кремля, считает газета.
Другая газета - немецкая Süddeutsche Zeitung - утверждает, что едущие к Путину полны решимости получить ответы.
"Мы скажем ему, что мы считаем его виновным, – пообещала Сусанна Дудиева в беседе с корреспондентом Süddeutsche Zeitung. – Глава государства несет ответственность за то, что происходит в государстве. Это касается не только пышных празднеств, но и террористических актов".
"У этих людей не осталось тормозов, - говорит местная журналистка. - Они говорят прямо и никого не боятся". Сейчас комитет "Матери Беслана" превратился в правозащитную организацию, которой Кремль, похоже, боится больше, чем любой другой, полагает немецкая газета.
Дудиева говорит то, что думает, и она давно ждала возможности высказать все наболевшее в лицо президенту Владимиру Путину. Сегодня, в пятницу, у нее будет такой шанс. Через год после бесланской катастрофы Путин примет в Кремле делегацию из Северной Осетии.
Второй день траура
Второй день траура, объявленного в Северной Осетии по жертвам теракта, начнется заупокойной панихидой, которую епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан отслужит в бесланском Святоуспенском мужском монастыре. Сегодня продолжится возложение цветов и венков к стенам спортзала. Выразить соболезнования родным погибших приедут делегации из соседних республик и самых отдаленных горных поселков республики, сообщает ИТАР-ТАСС.
В семьях погибших начнется подготовка к годовым поминкам, когда в дом приглашается вся фамилия, а к поминальному столу режется жертвенное животное, после чего женщины должны снять траур. В некоторых семьях тех 22 мужчин, которых расстреляли уже в первый день теракта, такие поминки уже состоялись, однако основная часть поминальных обрядов будет проходить в течение всего месяца.
По данным министерства здравоохранения Северной Осетии, в результате теракта в Беслане 1-3 сентября 2004 года погиб 331 человек, в том числе 186 детей и 145 взрослых. Пострадавшими признаны 958 человек, из них 319 взрослых и 639 детей.