На официальном портале правовой информации появился указ президента РФ Владимира Путина об увольнениях и назначениях в силовых ведомствах, подтвердивший ранее появившуюся в СМИ информацию об отставке главы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Геннадия Корниенко. Указ был подписан еще 30 сентября, но опубликован только сегодня.

Об отставке Корниенко в связи с достижением предельного возраста нахождения на службе неофициально стало известно 1 октября. На следующий день пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что указа пока не было.

Тем же документом Путин освободил от должностей начальника управления ФСИН по Владимирской области Андрея Виноградова, начальника ГУ МЧС по Республике Коми Александра Князева, руководителя СУ СК РФ по Калининградской области Виктора Леденева, заместителя начальника ГУ МВД по Новосибирской области - начальника Главного следственного управления Андрея Неупокоева и главного инспектора МВД РФ Эдуарда Соболя, прокурора Томской области Виктора Романенко и прокурора Воронежской области Николая Шишкина.

Произведен и ряд назначений. Николай Басов стал начальником ГУ МЧС по Забайкальскому краю, Юрий Бобкин назначен начальником управления планирования и организационно-аналитического обеспечения ФСИН, Олег Кадочников занял должность замначальника главного управления по вопросам миграции МВД РФ. Дмитрий Ким назначен начальником Сибирского юридического института МВД РФ, Дмитрий Козлов стал начальником ГУ МЧС по Севастополю, Юрий Лымарь - начальником главного управления ФСИН по Пермскому краю, а Игорь Ромашкин - начальником управления МВД по Астраханской области.

Также на пятилетний срок на должности руководителей СУ СК по Тверской области и СУ СК по ХМАО - Югре назначены Альберт Кизимов и Михаил Мокшин соответственно, на тот же срок руководителем СУ СК по Смоленской области назначен Анатолий Уханов, а по Курганской области - Богдан Францишко.

Незадолго до известия об отставке главы ФСИН широкую огласку получило изнасилование заключенного в соликамской исправительной колонии строгого режима N9, по факту которого Следственный комитет России завел на сотрудников колонии уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ ("халатность"). Правозащитники, изучив служебную документацию и опросив более 35 заключенных, пришли к выводу, что в колонии есть серьезная проблема с обеспечением личной безопасности осужденных.

РБК писал, что еще в начале сентября, когда Корниенко ушел в отпуск, временно исполняющим обязанности директора ФСИН стал первый замглавы ведомства Анатолий Рудый. Среди кандидатов на должность руководителя ФСИН издание называло Рудого, а также выходца из ФСБ, начальника управления "Л" ФСИН Вадима Баланина, заместителя директора ФСИН Валерия Максименко и замглавы Росгвардии Олега Плохого.

"Коммерсант" со ссылкой на источники в силовых ведомствах пишет, что одним из основных преемников Корниенко является начальник управления ФСБ России по Красноярскому краю 55-летний Александр Калашников.

ФСИН не избавилась от наследия ГУЛАГа

В Центре перспективных управленческих решений, доклад которого приводит РБК, предложили преобразовать ФСИН из из милитаризованного ведомства в гражданское: это позволяет указ Путина от 9 сентября. Российская тюремная система имеет самый большой бюджет в Европе, но не справляется со сдерживанием преступности и не занимается ресоциализацией осужденных, констатируют эксперты.

В России самое высокое в Европе число заключенных на душу населения - 375 на 100 тысяч при среднем уровне 102 на 100 тысяч. Российские осужденные чаще европейских получают в виде наказания реальное лишение свободы и чаще европейских отбывают длительные сроки (свыше трех лет).

Современная система ФСИН унаследовала многие свойства советского ГУЛАГа, в том числе нелогичное распределение колоний по регионам, нарушающее право осужденных отбывать наказание недалеко от места жительства и встречаться с родными, говорится в докладе. При этом у заключенных редко есть возможность работать и почти никогда нет возможности учиться во время отбывания наказания.

Эксперты предложили более широко применять санкции, не связанные с изоляцией преступников, передать охранно-режимные и оперативно-разыскные функции ФСИН особому подразделению внутри ведомства или спецподразделениям МВД, модернизировать систему подготовки кадров для тюремной системы, ввести конкурс на руководящие должности.

Эксперты также выступают за послабления для заключенных: отправлять их в колонии недалеко от мест проживания, оборудовать больше помещений для кратких и длительных свиданий с родными, разработать специальную программу социальной адаптации освобожденных, легализовать использование мобильников и разрешить заключенным пользоваться интернетом в образовательных целях под контролем администрации.