Не секрет, что в стране действует подпольный невольничий рынок, однако о масштабах происходящего мало кто догадывается
Архив NEWSru.com
 
 
 
"Я точно знаю, что на всех столичных вокзалах работают вербовщики - не только "клофилинят", некоторые зазывают мужчин поработать на стройках юга России, - рассказал на условиях анонимности сотрудник правозащитной организации, борющейся с работорговлей
Первый канал
 
 
 
"Пришла в отделение полиции, но меня даже слушать не стали - прогнали, потому что я была одета как нищенка. Выслушали только в третьем отделении. Там и помогли связаться с волонтерами"
Архив NEWSru.com

Громкая история о "рабах из Гольяново", трудившихся в московском продуктовом магазине и спасенных волонтерами, заставила вновь широко обсуждать вопрос о подневольном труде в России. Не секрет, что в стране действует подпольный невольничий рынок, однако о масштабах происходящего мало кто догадывается. Между тем, в рабство попадают и бесправные мигранты, и граждане РФ, констатирует "Комсомольская правда", приводя рассказы людей, пострадавших от современных работорговцев и вызволенных добровольцами.

Так, 39-летний тракторист Дмитрий из Смоленской области вскоре после спасения из плена поведал, как попал в рабство в Дагестане и как сумел сбежать от хозяев. Злоключения мужчины начались после того, как он навестил живущую в Москве сестру и поехал домой. На Белорусском вокзале за несколько часов до отправления поезда его угостил чаем в кафе некий молодой человек. Выпив чай, мужчина, по собственным словам, потерял сознание.

"Очнулся я в "Газели". Меня растормошили полицейские. В микроавтобусе сидели еще несколько незнакомых мне человек. Наши паспорта полицейским почему-то показывал совершенно посторонний мужик. В голове шумело. Я сказал полицейским, что вообще не понимаю, как здесь оказался. Но этот мужик, который паспорта наши показывал, вывел людей в форме на улицу и вскоре вернулся. "Газель" поехала дальше. Кто-то сказал, что мы уже в Дагестане", - поведал Дмитрий.

На окраине Махачкалы пассажиров выгрузили из "Газели" и объявили, что за них "заплатили" и что в ближайший год все они должны будут отработать этот долг на кирпичном заводе. "Говорил с нами здоровый такой мужчина. Не кавказец, славянин. Нам показали сарай, где мы будем спать, сказали, что в рабочий процесс будем вникать уже с утра. По территории бегали собаки - около десятка, наверное. Здоровые такие, алабаи. Было еще несколько охранников", - рассказал пленник.

Дмитрий, однако, сразу решился на побег: "Я попросился помыться - там что-то вроде баньки - и в сумерках решил выбираться отсюда. Видел, что в нескольких километрах стоит какой-то поселок, огни горят. Наверное, счастливчик - все совпало, собаки за мной не побежали, охрана мой побег заметила не так быстро". В ближайшем населенном пункте беглеца спрятала семья таджиков, он связался с женой и с помощью правозащитников сумел выехать в Москву.

Отметим, что похожую историю о похищении и рабском труде на кирпичном заводе в Дагестане рассказывал бывший солдат Андрей Попов, пропавший из воинской части в 2000 году и нашедшийся 11 лет спустя. Следователи, однако, объявили Попова дезертиром, а вскоре он сам заявил, что историю о плене выдумал. Суд дал ему два года колонии.

Рабы и рабыни из Дагестана

Согласно статистике Международной организации миграции, в 2010 году зафиксировано 103 случая рабства на территории страны и с россиянами - за пределами России. В 2011 году - 50, столько же - за девять месяцев 2012 года. Однако правозащитники уверены, что рабов в России сотни и тысячи. В ООН также не сомневаются, что РФ - один из крупнейших в мире рынков работорговли.

"Я точно знаю, что на всех столичных вокзалах работают вербовщики - не только "клофилинят", некоторые зазывают мужчин поработать на стройках юга России, - рассказал на условиях анонимности сотрудник правозащитной организации, борющейся с работорговлей. - Их не только бомжи, которых никто не хватится, интересуют, но и жители других регионов страны, приезжающие в столицу в поисках заработков. Обещают приличные зарплаты. А на самом деле людей везут в кавказские республики, чаще - в тот же Дагестан - забирают документы и закрывают на каких-нибудь производствах".

"О том, что с вокзалов похищают людей и везут в Дагестан, я услышал от одного знакомого, - рассказал Олег Мельников, лидер молодежной организации "Альтернатива", который участвовал в "штурме" магазина в Гольяново и вызволении трудившихся там женщин. - В сентябре мы вдвоем с другом поехали в Махачкалу. Конкретных адресов у нас не было, мы просто решили своими глазами посмотреть, что происходит". По словам Мельникова, оказалось, что хозяева производств покупают у вербовщиков мужчин по 15-20 тысяч рублей.

"Нам сообщали, у кого трудится "раб", сообщали имя этого несчастного и даже некоторые местные ребята дагестанцы с нами шли на разговор к "хозяину". Мы старались быть убедительными: говорили, что такой-то человек должен уйти с нами, иначе мы сделаем этот случай показательным, привлечем прессу, всем расскажем, что он рабов использует. Говорили на повышенных тонах. Было страшновато, конечно. Но после этого людей отпускали с нами", - поведал активист.

Спасли волонтеры и двух девушек из Нижнего Новгорода, которых продали в махачкалинскую сауну за 150 тысяч рублей. Притворившись клиентами, активисты встретились с проститутками и договорились о том, как вывезти их из республики. На третий раз "постоянные клиенты" заявили, что возьмут девушек с собой в гостиницу, а в действительности сбежали в Москву.

Никто из пятерых спасенных в Махачкале активистами писать заявлений в полицию не захотел.

Цыганские пленницы

Еще один случай спасения из рабства произошел в Подмосковье: за помощью обратилась украинка, которую позвали в Москву работать продавцом, а затем цыгане отобрали у женщины паспорт, лишили свободы и заставили побираться у железнодорожных станций. "Заманивали именно славянок - чтобы народ из жалости больше денег давал", - отметил Мельников. "Женщине удалось убежать, она дважды обращалась в разные отделения полиции, но ее посылали. Потому и пришла в УБЭП, от безысходности". Оттуда и позвонили волонтерам.

Когда активисты явились к дому, где держали пленниц, там уже никого не оказалось - как выяснилось, двумя днями ранее к цыганам наведался участковый, и они исчезли.

Спасенная 34-летняя Людмила из Одессы рассказала, как ее заставили нищенствовать: "Со мной никто не церемонился. Сказали, что если откажусь, будут бить, а потом сдадут полиции - документов-то у меня нет, ни одного знакомого в Москве... Я рыдала, но вместе с другими женщинами пошла просить милостыню". Всего на "производстве" трудились два десятка женщин - их одевали в лохмотья, на "Газели" довозили до электрички и заставляли попрошайничать в вагонах, а потом на станциях в метро. Вечером всех забирали с "точек" и везли в дом.

"Если за день я приносила меньше четырех тысяч рублей, меня били, - поведала Людмила - Если 5-6 тысяч - ставили на стол водку с колбасой. Примерно половина женщин в доме - мои ровесницы. Другие - бабушки по 70-80 лет. Им приходилось тяжелее всего... Я решила бежать. Пришла в отделение полиции, но меня даже слушать не стали - прогнали, потому что я была одета как нищенка. Выслушали только в третьем отделении. Там и помогли связаться с волонтерами..."