Экс-председателю КГБ Белоруссии Мацкевичу тоже нашли "хорошую работу" в Москве
kgb.by
 
 
 
Правда, Ерина до назначения в КГБ Белоруссии он жил и работал в Москве в структурах ФСБ, отмечает издание.
RTV International
 
 
 
В Москве давно работает и другой экс-председатель КГБ Белоруссии Леонид Ерин
kgb.by

Бывший председатель белорусского КГБ и экс-посол Белоруссии в Сербии Владимир Мацкевич давно работает в Москве. "В Москве ему предложили хорошую работу и он согласился, - рассказали газете "Белорусский партизан" (БП) родственники генерала. - Он доволен. В Минск, конечно, иногда приезжает - надо же возвращаться домой..."

В Москве давно работает и другой экс-председатель КГБ Белоруссии Леонид Ерин, он - советник руководителя Российских железных дорог (РЖД), и по словам людей, близко знающих Ерина, он тоже чрезвычайно доволен своей теперешней жизнью. Правда, Ерина до назначения в КГБ Белоруссии он жил и работал в Москве в структурах ФСБ, отмечает издание.

Напомним, Владимир Мацкевич возглавлял Комитет госбезопасности Белоруссии с декабря 1995 года по ноябрь 2000 года. В конце ноября президент Белоруссии Александр Лукашенко одновременно отправил в отставку Владимира Мацкевича, а также государственного секретаря Совета безопасности республики Виктора Шеймана и генерального прокурора Олега Божелко. Одновременно Лукашенко назначил председателем КГБ Леонида Ерина.

После отставки Мацкевич сразу же выехал "на отдых" в Москву. В минских политических кругах кандидатуру Мацкевича тогда называли как "кремлевскую" альтернативу Лукашенко на предстоявших президентских выборах в Белоруссии 2001 года.

В то же время в пресс-службе Лукашенко сообщили, что решения об отставках Мацкевича, Шеймана и Божелко были приняты президентом в связи с неудовлетворительной работой отдельных ведомств, в частности, в расследовании "громких преступлений", связанных с похищениями людей. К этой категории относятся дела об исчезновениях экс-главы МВД страны Юрия Захаренко, известного оппозиционного политика Виктора Гончара, предпринимателя Анатолия Красовского, а также оператора ОРТ Дмитрия Завадского. Расследование обстоятельств этих дел находилось под личным контролем Лукашенко.

Мацкевич "копнул лишнего"

Незадолго до своей отставки генерал-лейтенант Мацкевич подписал постановление о применении превентивного задержания сроком на 30 дней в отношении командира воинской части №3214 Дмитрия Павличенко. БП приводит строки из этого документа: "В материалах оперативной разработки имеются достоверные данные о том, что Павличенко Дмитрий Валерьевич является организатором и руководителем преступной группы, занимающейся похищениями и физическим устранением граждан. В частности, руководимая Павличенко преступная группа причастна к убийству 5 августа 2000 г. Самойлова Г.В., лидера незарегистрированной Белорусской региональной организации "РНЕ", а также к убийствам других лиц. Принимая во внимание, что нахождение Павличенко Д.В. на свободе может привести к совершению им и членами возглавляемой им преступной группы других особо опасных насильственных преступлений, руководствуясь пунктом 1.8 Декрета Президента Республики Беларусь от 21 октября 1997 г. "О неотложных мерах по борьбе с терроризмом и особо опасными насильственными преступлениями" постановил применить в отношении Павличенко Дмитрия Валерьевича... превентивное задержание сроком на 30 (тридцать) суток".

О том, что было дальше, со ссылкой на слова экс-генпрокурора Олега Божелко в своей книге "Работа над ошибками" написал бывший министр сельского хозяйства и продовольствия Василий Леонов. "Рассказал Божелко и о том, как они с председателем Комитета государственной безопасности Белоруссии Владимиром Мацкевичем пришли к президенту после допроса Павличенко с заявлением о необходимости ареста Виктора Шеймана. А когда Мацкевич и Божелко возвратились в свои рабочие кабинеты, там уже стояли офицеры и вежливо преграждали дорогу: вам сюда уже нельзя, господа генералы… К президенту тем временем привезли арестованного Павличенко. Разговор был короткий: "Ты убивал?" - "Нет". - "Будешь мне служить?" - "Буду". - "Иди, служи..."

Божелко и тогда, и теперь признает, что сам он Павличенко не допрашивал. Но рассказал, как чуть не развязалась "гражданская война". Узнав, что Павличенко посадили, Шейман послал к зданию КГБ свой спецназ. Мацкевич приказал своему спецназу быть во всеоружии. Два спецназа сошлись лицом к лицу. Павличенко сидел в изоляторе КГБ, с санкцией на арест, подписанной высшими должностными лицами КГБ и прокуратуры...

Шейман дал команду своему спецназу отбить Павличенко. Но здесь вмешался Лукашенко, хорошо понимая, что будет означать стрельба в центре Минска. (Это ведь даже за заговор не выдашь - будет означать одно: ты не контролируешь собственных "силовиков"!) Лукашенко вызвал к себе Божелко и Мацкевича... Не отрицает Божелко и того, что выяснилось в ходе следствия: экзекуция над Гончаром, Захаренко и Красовским снималась на видеопленку, демонстрировалась Шейману. Видел ли эту пленку Лукашенко - трудно сказать… Не знаю, есть ли у кого-нибудь эти кассеты. Не знаю, посмел ли их взять с собой из кабинета, уходя к президенту для последней встречи, генерал Владимир Мацкевич..."

Накануне президентских выборов 2001 года многие были уверены: Мацкевич расскажет о том, что ему известно о громких исчезновениях, отмечает БП. Но этого не случилось. А 13 июля 2001 года указом Лукашенко Мацкевич был назначен послом Белоруссии в Союзной Республике Югославия.

Мацкевич и Божелко в Минске имеют квартиры в одном доме. Лукашенко несколько раз предлагал вернуться во власть Божелко, но тот поставил условие, что вернется только на должность Генпрокурора и доведет дело по Павличенко и Шейману до логического конца.