В итальянском городе Триест состоялся первый конгресс так называемых "изгнанных европейцев": немцев, итальянцев, финнов и представителей других этнических общин, насильственно перемещенных со своих земель в ходе Второй мировой войны
astro.uiuc.edu
 
 
 
Первый успех уже достигнут: Брюссель пообещал финансировать общеевропейское объединение изгнанников. Следующий шаг - добиться декларации ЕС и ООН, в которой будет признана несправедливость лишения миллионов людей их собственности
Euronews
 
 
 
Финские участники конгресса требовали включения в заключительный документ встречи пункта о пересмотре послевоенных границ, объясняя это тем, что они находятся в худших условиях, чем большинство остальных изгнанников
2r.ru

В итальянском городе Триест состоялся первый конгресс так называемых "изгнанных европейцев": немцев, итальянцев, финнов и представителей других этнических общин, насильственно перемещенных со своих земель в ходе Второй мировой войны. В конгрессе приняли участие и организации, чьи члены сегодня претендуют на земли и недвижимость в России: немцы из Восточной Пруссии (ныне Калининградской области), эстонские сету из Причудья и финны, жившие до 1944 года на Карельском перешейке и в Карелии. Финские участники форума требовали пересмотра послевоенных границ с Россией, пишут "Новые известия".

Инициатором проведения конгресса стал Истрийский союз, объединяющий 300 тысяч итальянцев, изгнанных после войны с полуострова Истрия на Адриатике. Сейчас эта территория поделена между Словенией и Хорватией. Истрийский союз - самый богатый и влиятельный среди подобных организаций. Правительство Италии финансирует его деятельность на сумму около 1,5 млн евро в год. На эти деньги итальянские изгнанники, в частности, открыли офис в Брюсселе и наняли адвокатов, лоббирующих теперь интересы вынужденных переселенцев в Евросоюзе.

Первый успех уже достигнут: Брюссель пообещал финансировать общеевропейское объединение изгнанников. Следующий шаг - добиться декларации ЕС и ООН, в которой будет признана несправедливость лишения миллионов людей их собственности из-за изменения границ. Такая декларация откроет политическую возможность добиваться возвращения собственности или компенсации за ее потерю, отмечает издание.

Финские участники конгресса требовали включения в заключительный документ встречи пункта о пересмотре послевоенных границ, объясняя это тем, что они находятся в худших условиях, чем большинство остальных изгнанников: "Переезжать и судиться внутри ЕС легко, но в России невозможно добиться справедливого судебного решения". Однако этот весьма радикальное предложение было отклонено как блокирующее возможность добиться реальных уступок со стороны европейских правительств.

Варианты "решения вопроса"

Одним из участников конгресса был финский юрист Кари Сильвеннойен, представляющий интересы 88 бывших владельцев объектов недвижимости на Карельском перешейке, а также их наследников. Они добиваются возвращения 61 хутора и другой собственности с прилегающими земельными участками общей площадью 2900 гектаров. Сначала Сильвеннойен бомбардировал запросами посольство РФ в Хельсинки, но, не получив ответа, направил иск в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Однако и эта инстанция осталась глуха к просьбам финнов - Евросуд прислал ответ, в котором говорится, что иск сначала должен быть рассмотрен в российском суде. "Я договорился с адвокатами в Санкт-Петербурге, которые помогли мне составить исковое заявление. Оно уже подано в соответствующие российские органы", – заявил Сильвеннойен.

Он сообщил участникам конгресса, что есть и еще один путь достижения победы - тяжба в американских судах: "Во время войны нацисты похитили у одной австрийской семьи очень ценную картину. После войны эта картина попала в венский музей. Государство отказалось вернуть произведение искусства законным собственникам. Но когда картина попала на выставку в США, наследники подали на Австрию в американский суд и выиграли дело. Картину вернули владельцам".

Финский юрист отметил, что он не исключает начала процесса в США, используя следующий тактический ход: финские компании, например, Stora Enso, закупают древесину в Карелии, которая перерабатывается в бумагу и продается в США. По его мнению, такой бизнес с юридической точки зрения можно рассматривать как торговлю ворованными товарами, поскольку владельцы лесных участков в Финляндии не продавали свою собственность России. Идея Сильвеннойена была выслушана на конгрессе с интересом, но большинство его участников посчитало, что следует действовать постепенно и сообща - прежде всего надо добиться признания ЕС и ООН того факта, что проблема изгнанников действительно существует.