Петербургский милиционер Вадим Бойко, известный по прозвищу "жемчужный прапорщик", которого судят по обвинению в противоправных действиях во время разгона оппозиционного митинга 31 июля 2010 года у Гостиного двора, вышел на пенсию и уже не является сотрудником правоохранительных органов. Об изменении своего статуса Бойко сообщил на очередном заседании Куйбышевского районного суда Петербурга, где проходит процесс по этому громкому делу.
Само заседание в четверг быстро перенесли на 17 августа, поскольку адвокат обвиняемого Анна Мюррей не явилась в суд, сославшись на болезнь. Но Бойко успел сделать заявление. "Я больше не милиционер. Я пенсионер", - сказал подсудимый. Он, однако, затруднился назвать точную дату изменения статуса, так как пока не получил пенсионного удостоверения, передает "Интерфакс".
Его захворавшая защитница сообщила РИА "Новости", что Бойко "уже в пенсионном возрасте и ушел из органов, еще до переаттестации" милиционеров в полицейских, которая завершилась 1 августа.
По данным следствия, Бойко 31 июля 2010 года, находясь при исполнении служебных обязанностей, в ходе несанкционированного митинга превысил полномочия без достаточных оснований. Видеозапись этого инцидента попала в интернет и вызвала широкий резонанс. На записи прапорщик обзывал участников акции "хорьками", бил одного из них (Дмитрия Семенова) дубинкой по голове, таскал за волосы женщину.
На его руке красовался браслет из жемчуга, что и помогло опознать прапорщика, которого первое время упорно не желало выдавать на разбирательство руководство ГУВД Санкт-Петербурга и области, делая вид, будто не может установить личность собственного сотрудника. Под давлением общественности власти в итоге возбудили уголовное дело, а сам милиционер вскоре явился с повинной.
Однако на прошлом заседании суда 11 июля Бойко вдруг стал отрицать, что обзывал "хорьками" именно протестующих. Он объявил суду, что указанное обращение не было адресовано к митингующим, собравшимся у Гостиного двора. В тот же день стороны ознакомились с исходной видеозаписью событий. Бойко подтвердил, что узнает себя на видео, но Семенова не бил, просто "рука дернулась". Но его поразил звук при "ударе". "Если бы я ударил так, как это слышно, то убил бы его, я 15 лет в ОМОНе".
Ранее, выступая на телеканале НТВ в декабре 2010 года, Бойко не отрицал, что обзывал людей "хорьками". Он говорил тогда, что в слове "хорьки" ничего обидного нет. "Я же не поросятами их назвал, в конце концов. Чем им хорьки не понравились? Хороший зверек, пушистенький", - говорил тогда милиционер.
Процесс по этому нашумевшему делу должен был начаться в Куйбышевском райсуде Петербурга еще в феврале, но долго откладывался из-за неявки фигуранта, который якобы длительное время находился на лечении в госпитале ГУВД после нападения неизвестного на него.
СКР обвиняет Бойко по части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия и специальных средств). Максимальное наказание за такое преступление - лишение свободы на срок до десяти лет. При этом следователи отмечали, что ранее оформивший явку с повинной милиционер с суде "вину в инкриминируемом ему деянии не признал".