В систему пожаротушения атомной подлодки "Нерпа", в результате срабатывания которой погибли 20 человек, на две трети была закачена примесь ядовитого вещества - тетрахлорэтилена. Такое заявление сделал главный инженер построившего субмарину Амурского судостроительного завода Александр Меринов.
ЧП на "Нерпе", еще не принятой в состав ВМФ России, произошло 8 ноября, когда подлодка проходила заводские ходовые испытания в водах Японского моря. После запуска системы пожаротушения в один из отсеков субмарины был пущен ядовитый газ фреон, в итоге погибли трое членов экипажа и 17 гражданских лиц, еще 21 человек пострадал. Матросу-контрактнику Дмитрию Гробову, которого подозревают в запуске противопожарной системы, предъявлено обвинение по части 3 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум или более лицам). Об этом напоминает РИА "Новости".
О том, что в системе пожаротушения находилось ядовитое вещество, свидетельствуют предварительные анализы, которые были проведены в лаборатории Владивостока. "Анализы показали, что на две трети присутствовала эта примесь (тетрахлорэтилена). А должен был быть тетрафтордибромэтан - малотоксичное вещество, которое особых мер предосторожности не требует. Работать с ним нужно в вентилируемом помещении. В случае воздействия на человека он вызывает легкое опьянение, но смертельных исходов в принципе не могло быть", - сказал Александр Меринов.
По его словам, отобраны пробы с оставшихся неиспользованных станций ЛОХ (лодочная объемная химическая защита) на корабле, а также из баллонов той же партии, которые оставались на заводе.
"Следователи прокуратуры повезли образцы в научно-исследовательский институт химии. Через неделю мы получим результаты и окончательно станет ясно, какой продукт нам передали поставщики", - сказал Меринов.
Главный инженер завода считает, что причиной трагедии на подлодке стал человеческий фактор, так как систему пожаротушения на подводной лодке включил человек.
Меринов так комментирует произошедшее: "Я не знаю, понимал ли подозреваемый, что творил, и отдавал ли себе отчет о последствиях". "Тот факт, что систему привел в действие человек, подтверждается расшифровкой записей системы управления кораблем, которая контролирует все команды и ведет их учет. Пока во всех деталях ЧП разбирается следствие", - продолжил он.
Главный инженер сообщил также, что работал в составе госкомиссии, которая сделала предварительные выводы, составила предварительный акт расследования. Окончательные документы будут оформлены только после того, как завершится психиатрическая экспертиза подозреваемого, будут получены результаты технических экспертиз программного обеспечения систем управления кораблем.
Согласно показаниям самого матроса, он включил сигнальный ревун и тем самым вызвал подачу в жилой отсек субмарины ядовитого газа. Включая ревун - оповещающий сигнал, он хотел позвать вахтенного из другого отсека.
Правда, один из офицеров подлодки заявил, что показания могли быть получены под давлением. Сослуживцы Гробова не верят в его вину.
В момент трагедии на борту подлодки находились 208 человек, из них 81 военнослужащий, остальные - члены сдаточной команды. По словам Меринова, все гражданские специалисты носили с собой средства индивидуальной защиты, и все специалисты прошли теоретический курс и практически отрабатывали применения средств индивидуальной защиты - команда и экипаж во время ЧП действовали безупречно.
По его словам, лодка была готова к ходовым испытаниям. Отметим, что уже 12 ноября, через четыре дня после трагедии, было объявлено о решении принять подлодку "Нерпа" на вооружение Военно-морского флота.