Минюст России завершил подготовку поправок в закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", в котором к прочим целям государства в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) добавилась и защита интеллектуальной собственности на продаваемое оружие, пишет GZT.ru.
Как сообщили изданию в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России, проект является пока инициативой Минюста и не был согласован с профильным ведомством, однако поприветствовали начало работы в этом направлении. "Защита интеллектуальной собственности России на произведенные в стране военную технику и оружие - это ахиллесова пята нашей системы. Сейчас мы не можем решать этот вопрос, потому что нет законодательной базы. Этот законопроект, по-видимому, положит ей основание", - отметил представитель ФСВТС.
Законопроект, текст которого доступен на сайте министерства, сначала должен быть обсужден на заседании правительства и в случае одобрения будет внесен в Госдуму.
Поправка в ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" объявляет "защиту прав государства на результаты интеллектуальной деятельности одним из принципов государственной политики в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами" - так говорится в пояснительной записке. Законопроектом запрещается "передача иностранным заказчикам результатов интеллектуальной деятельности без определения условий их использования и/или обеспечения их правовой охраны".
Как следует из документа, в контрактах, заключенных с иностранными государствами на поставку того или иного вооружения, представителям государства отныне необходимо прописывать условия использования нашего вооружения таким образом, чтобы в последующем появлялась возможность в международных судах привлечь к ответственности тех, кто использует российские разработки незаконно. До сих пор подобные договоры, как правило, запрещали лишь передавать саму технику или технологии в третьи страны. Подразумевалось, что страна-импортер сама неспособна производить аналогичную технику, если она покупает ее у российских оружейников.
По информации "Рособоронэкспорта", по просроченным лицензиям либо вообще без них производство автоматов Калашникова ведут более 15 государств, в том числе Болгария, Румыния, Египет и другие. Копируют в массовом порядке стрелковое оружие — например, пулеметы Калашникова (ПКС, ПКТ, ПКБ). Оружейные пираты переключились и на реактивные системы залпового огня (например, РСЗО "Смерч"), оборудование для танков и самолетов (радары) и даже на целые истребители. Так, например, Китай предлагает на экспорт копии российских истребителей Су-27 и МиГ-29, полностью игнорируя все упреки Москвы в нарушении договорных и лицензионных обязательств.
Нынешний оружейный контрафакт производят в основном те страны, которым Советский Союз передавал лицензии на производство своего оружия, - это страны-участницы Варшавского договора и дружественные СССР режимы. Так, например, Польша до сих пор производит танк Т-72, правда, серьезно модернизированный, но на той же самой базе, Болгария - артиллерийские системы. Лицензии на автомат Калашникова получили 16 стран, некоторые из которых после развала Союза продавали свои лицензии другим странам.
Эксперты: оружейники преувеличивают свои потери от пиратства
Законопроект, скорее всего, появился в качестве отклика Минюста на недавнее указание главы правительства. Владимир Путин 15 февраля, на встрече с министром промышленности и торговли Виктором Христенко и руководителем ФСВТС Михаилом Дмитриевым потребовал проблемы оружейного контрафакта решать как можно быстрее.
Между тем, как полагают некоторые эксперты, российские оружейники переоценивают свои убытки от демпинга со стороны зарубежных пиратов.
По их словам, доля стрелкового оружия (которое как раз массово копируют) на рынке вооружений — это единицы процентов. Основной доход приносит торговля тяжелым вооружением, самолетами, военными кораблями. В российском экспортном портфеле автоматы Калашникова, гранатометы и другое стрелковое оружие также занимают незначительную долю, поэтому говорить о баснословном ущербе стране от того, что другие страны делают к ним запчасти или производят их без ведома России, сложно.
Другое дело, по мнению экспертов, - это история с китайскими истребителями J-11. Напомним, В 1996 году компания "Сухой" и Шеньянская авиастроительная компания подписали договор о производстве в Китае 200 самолетов Су-27СК под обозначением J-11. По условиям контракта стоимостью 2,5 млрд долларов, Китай должен был собирать самолеты из российских комплектующих. Однако, получив около 100 комплектов, китайцы освоили собственное производство всех узлов и агрегатов, а со временем скопировали и двигатель. Сейчас J-11 полностью китайского производства предлагается на экспорт в различные страны мира, что создает реальную конкуренцию "Сухому", говорят оружейники.
Однако эксперты отмечают, что китайцы до сих пор пока никому эти самолеты не продают, даже собственной армии. Так что, получается, и здесь никакого коммерческого ущерба России нет.
Юристы полагают, что полноценную работу защиту интеллектуальной собственности следует начать с того, что запатентовать наконец российские военные разработки за рубежом. При этом патент должен быть международным.