Начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Юрий Балуевский на страницах "Российской газеты" опубликовал пространную статью
gzt.ru
 
 
 
Балуевский полагает, что развертывание элементов ПРО США в Европе - это начало нового раунда неконтролируемой гонки вооружений
Архив NEWSru.com
 
 
 
Растет угроза появления и применения ядерных зарядов малой мощности, межконтинентальных ракет с неядерными боеголовками. Реальна угроза милитаризации космоса и полного разрушения Договора об обычных вооруженных силах в Европе
Архив NEWSru.com

Высшее военное руководство страны продолжает выступать против развертывания баз ПРО в Восточной Европе. На этот раз начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Юрий Балуевский на страницах "Российской газеты" опубликовал пространную статью. Поводом для нее стало намеченное на 10-13 мая очередное заседание Совета Россия - НАТО. Балуевский указывает, что наиболее острым вопросом будет именно ПРО США.

Для того, чтобы объяснить россиянам, как в Генштабе воспринимают ситуацию с размещением ПРО в Европе, Юрий Балуевский воспользовался образным сравнением. Позицию США по отношению к России воспринимают примерно так: "Мы ваши соседи по улице. Мы предлагаем заминировать ваш дом для того, чтобы взорвать в нем террористов, если они туда проникнут по пути к нам. Чтобы вы не беспокоились, мы будем вас ежедневно информировать о том, как идет процесс закладки фугасов, и даже будем готовы пригласить на церемонию взведения взрывателей. Когда мы закончим работу, мы вас также проинформируем. Поэтому вы не должны беспокоиться, живите в своем доме по-прежнему долго и счастливо, ведь мы ваши друзья. Однако, когда нажать на кнопку подрыва фугаса, мы определим сами". Если кому-то подобное предложение может показаться заманчивым, пишет Балуевский, то Генштаб оно не впечатляет.

Как подчеркивает Юрий Балуевский, в официальных заявлениях представителей Белого дома речь шла о защите от ракетной угрозы только со стороны "стран-изгоев". Однако сегодня в перечне угроз для США вновь фигурирует Россия, о чем недвусмысленно заявлял министр обороны США Роберт Гейтс. Начальник Генштаба припомнил и слова Кондолизы Райс, которые та произнесла еще шесть лет назад в интервью французской прессе. "Я не устала повторять, что сегодня главная угроза, нависшая над миром, исходит от загнанной в угол России, в том смысле, что часть ее ядерного потенциала рискует попасть в плохие руки, а именно - "государствам-изгоям" или террористическим организациям. Я также знаю, что в определенный момент интересы войдут в противоречие с нашими", - говорила тогда Райс.

Балуевский полагает, что развертывание элементов ПРО США в Европе - это начало нового раунда неконтролируемой гонки вооружений. Он возник из-за того, что международный механизм в области разоружения и контроля над вооружениями, создававшийся на протяжении многих лет в период "холодной войны" США сами и разрушают, причем в одностороннем порядке. "Происходит деградация глобальных и региональных режимов контроля над вооружениями", - заявил Балуевский.

Этому, по мнению генерала, есть убедительные примеры: выход США из договора по ПРО и новая американская ядерная доктрина, которая не только понизила порог применения ядерного оружия, но и "сделала его из политического средства сдерживания оружием поля боя".

Растет угроза появления и применения ядерных зарядов малой мощности, межконтинентальных ракет с неядерными боеголовками. Реальна угроза милитаризации космоса и полного разрушения Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Активно разрабатываются вооружения на новых физических принципах, усугубляет Балуевский.

Давая согласие на размещение противоракетного "щита" на своей территории, руководство Польши и Чехии проигнорировало не только мнение соседей, мнение своих союзников по НАТО, но и позицию значительной части собственного населения, отмечает Генштаб и сравнивает базы ПРО с новой "Берлинской стеной", способной вновь разделить Европу на два лагеря.

Основная цель для ПРО США - это Россия

Иран сегодня и Северная Корея в недавнем прошлом - это лишь маскировка реального предназначения системы: изменение стратегического баланса в свою пользу за счет создания условий для более эффективного применения стратегических ядерных сил, уверен российский командующий. Как он пишет на страницах РГ, основная цель района ПРО в Европе - это Россия.

Многие ответственные политики в Европе понимают, что принцип сдерживания, который сохранял мир в период "холодной войны", продолжает действовать. Руководство любого государства, каким бы неадекватным оно кому-то ни казалось, не может не понимать, что даже в случае попытки нанесения ракетно-ядерного удара по США это государство будет просто стерто с лица Земли.

Юрий Балуевский также сравнил нынешнюю ситуацию с вторжением в Ирак. Тогда в 2003 году для его обоснования были выдвинуты "неопровержимые" доказательства наличия в стране оружия массового уничтожения и якобы подтвержденных намерений его применить или передать террористам. Сегодня для обоснования противоракетных планов с небольшими изменениями используется подобный сценарий, причем главные враги выбираются из того же списка "стран-изгоев", к которым в свое время относился и Ирак. В ситуации с Ираком все вскоре стало ясно - опасения были, мягко говоря, завышенными.

В Генштабе предупреждают, что последствия развертывания ПРО в Европе могут иметь глобальный и непредсказуемый характер, подобно тому хаосу, в который вылилась иракская кампания.

Россия реагирует адекватно

Время от времени раздаются заявления о "неадекватной" реакции России на развертывание в Европе системы ПРО. Международные эксперты удивлены тем, что несмотря на "постоянное информирование российских представителей о планах США в области ПРО", российская сторона никак не хочет понять, что эти действия направлены не во вред, а во благо российским интересам.

Проблема ПРО в Европе носит комплексный характер, подчеркивает Балуевский. Суть оценок российских военных проста: противоракетная оборона США представляет собой угрозу европейской безопасности. Это обусловлено тем, что Россия не рассматривает европейский компонент ПРО США изолированно. Это часть общей американской системы противоракетной обороны, включающей и район на Аляске, и систему радиолокационных станций в Великобритании и Гренландии, и морские мобильные средства ПРО, и средства обнаружения космического базирования, и многое другое.

При этом военные РФ оценивают не просто количество ракет-перехватчиков и РЛС, а говорят о создании серьезного элемента единой глобальной инфраструктуры ПРО, которая относительно легко может быть усилена по единоличному решению американского военно-политического руководства.

В шахтах противоракет в перспективе могут размещаться и более совершенные, чем те, о которых сегодня идет речь, ракеты-перехватчики. Не исключено, что в этих же шахтных пусковых установках разместятся и ударные баллистические ракеты большой и средней дальности. В этом случае не только оборонительные, но и ударные возможности района ПРО несоизмеримо возрастут.

Что делать

По мнению Балуевского, в первую очередь необходим тщательный анализ причин, побуждающих создавать системы ПРО в Европе. Такой анализ необходимо проводить "не келейно, а на широкой основе". Совет Россия - НАТО может быть хорошей площадкой для такого диалога. В связи с тем, что проблема является весьма чувствительной для всего континента, можно было бы подумать о привлечении к диалогу и других европейских государств, не являющихся членами НАТО.

Во-вторых, по итогам анализа можно было бы в том же формате сформулировать требования к системе ПРО, необходимой Европе, с учетом реальных финансовых затрат на ее создание и при условии обеспечения равной безопасности всех участников этого процесса.

В-третьих, можно подумать о формировании широкого пула заинтересованных государств, который на основе подготовленных рекомендаций занялся бы разработкой такой системы, максимально учитывая текущие возможности каждого из участников.

Балуевский также не исключил, что новая ситуация потребует внесения корректив в российские подходы к дальнейшему сокращению не только стратегических, но и других видов вооружений.