20 лет назад, 4 октября 1993 года, Белый дом в Москве, где засели сторонники Верховного Совета РСФСР во главе с Русланом Хасбулатовым, был взят штурмом, решение о котором ночью принял тогдашний президент Борис Ельцин
Russian Look
 
 
 
Период "двоевластия" завершился кровавыми столкновениями, жертвами которого, как считается, стали около 150 человек
Russian Look
 
 
 
Москвичи до сих пор не определились, кто был прав в том конфликте президента и парламента
Russian Look

20 лет назад, 4 октября 1993 года, Белый дом в Москве, где засели сторонники Верховного Совета РСФСР во главе с Русланом Хасбулатовым, был взят штурмом, решение о котором ночью принял тогдашний президент Борис Ельцин (историческая ФОТОгалерея Forbes, ВИДЕО). За пару недель до этого Ельцин издал указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, чем была нарушена действовавшая тогда Конституция. Те отказались подчиниться, заявили о прекращении полномочий президента и в ночь на 22 сентября привели к присяге в зале Совета вице-президента Александра Руцкого. Период "двоевластия" завершился кровавыми столкновениями, жертвами которого, как считается, стали около 150 человек.

Митинг в память о событиях 1993 года пройдет сегодня в Москве, сообщает пресс-служба КПРФ, организующей акцию. В мероприятии, которое начнется в 16:30 на площади 1905 года, примут участие, в том числе, родственники погибших.

- Как конфликт отразился на современности

Москвичи до сих пор не определились, кто был прав в том конфликте президента и парламента. Вместе с тем опрос Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) показал, что сторонников Ельцина становится меньше. Так, 23% респондентов заявили, что их симпатии в те дни были на стороне Ельцина, а с позиции сегодняшних дней так же считают только 12%. Число тех, кто поддерживал Верховный Совет тогда и считает его правым сейчас, одинаково - по 12%.

Президент ФОМ Александр Ослон отметил, что "самый интересный момент в результатах опроса - переоценка гражданами своих позиций и пересмотр взглядов". А старший научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов объяснил "Коммерсанту" снижение поддержки Ельцина тем, что нынешняя государственная пропаганда стремится показать 90-е годы как трясину, откуда страну вывел президент Владимир Путин". Сказалось и то, что Ельцин "не оправдал надежды тех, кто его поддерживал в момент противостояния с Верховным советом" считает эксперт.

"Это оружие потом еще долго всплывало в криминальных разборках"

"Коммерсант" в отдельной статье передает воспоминания участников танкового обстрела Белого дома: те рассказали, насколько были готовы стороны к силовой развязке конфликта и как были вооружены. По словам тогдашнего начальника президентской охраны Александра Коржакова, в Белом доме находились внушительные запасы оружия: "и стволы, и гранатометы, и другое автоматическое оружие". В то же время председатель Союза советских офицеров Станислав Терехов утверждает, что было потрачено много сил, чтобы добыть со склада Верховного совета автоматы для защиты депутатов.

"Пара сотен стволов на складах была", - говорит Терехов. И сожалеет, что не выдали гранатометы - иначе "картина была бы совсем другой, а так люди оказались совершенно беззащитны перед лицом омоновцев" (блокировавших Белый дом. - Прим. ред.). Депутат Совета Илья Константинов говорит, что в здании имелось около 150 стволов: он лично "видел ящики с автоматами и ручными пулеметами". Они находились в подвалах и большая часть оружия так и осталась там, лишь в самом конце "для видимости обороны" было выдано примерно 40 автоматов, вспоминает он.

По данным Генпрокуратуры, которая вела уголовное дело, возбужденное после событий 3-4 октября 1993 года, в Белом доме на момент штурма находилось 62 автомата, а стволов в общей сложности было около 900. При этом Коржаков утверждает, что почти все оружие из Белого дома вынесли те сторонники Верховного Совета, кто решил не дожидаться штурма и уйти из здания через подземные коммуникации, чтобы не попасть в руки ельцинского следствия. "Это оружие потом еще долго всплывало в криминальных разборках", - говорит бывший глава охраны президента.

У сторонников Ельцина, собравшихся у здания Моссовета и готовых оказать вооруженное сопротивление Верховному Совету, если бы военные отказались выполнить президентский приказ о штурме Белого дома, тоже было оружие. В книге "Дни поражений и побед" Егора Гайдара (в те дни исполнял обязанности министра экономики РФ. - Прим. ред.) он написал, что позвонил председателю Комитета по чрезвычайным ситуациям Сергею Шойгу и попросил срочно подготовить к выдаче 1000 автоматов с боезапасом из арсенала подведомственной ему системы гражданской обороны. Автор умалчивает о том, было ли оружие доставлено в здание Моссовета и что с ним случилось дальше.

Один из руководителей дружины, впрочем, рассказал "Коммерсанту", что после этого звонка на Тверскую улицу приехали три автомобиля, груженные автоматами: там было 1500 стволов. Машины загнали во внутренний двор здания напротив Моссовета, где они так и простояли несколько дней, после чего за ними вернулись те же офицеры и увезли их обратно.

Руководитель центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок излагает несколько другую версию: "Оружие было, о чем я докладывал Юрий Лужкову. Оно находилось в штабе народной дружины, который располагался напротив здания Моссовета справа от памятника Юрия Долгорукому. Лишь в 4 часа утра 4 октября, когда стало известно, что в Москву прибывают несколько отрядов ОМОНа, я получил команду: "Оружие не выдавать!".

18+ Внимание! Встречаются ненормативная лексика и сцены насилия

Конфликт тех дней определяет сегодняшнюю внутриполитическую картину

Рассуждая о последствиях политического конфликта и его трагического завершения, "Ведомости" отмечают, что они негативно отразились на судьбе Конституции, государственном и правовом строительстве постсоветской России. Обстановка, в которой разрабатывалась и принималась действующая сегодня российская Конституция, объясняет многие черты российского государства: дисбаланс полномочий, концентрацию власти в руках одного лица, нетерпимость в отношении оппонентов.

Новый Основной закон сконцентрировал все рычаги власти в руках президента. Она хоть и декларирует все основные права, но "полномочия исполнительной власти прописаны в ней гораздо определеннее конкурирующих полномочий других ветвей. А защита прав достигается не декларациями, а реальной властью парламента и суда, способных ограничивать власть политиков, силовиков и политических менеджеров", пишет газета.