Ультимативное заявление главы Чечни Рамзана Кадырова о готовности выступить против курса президента России Владимира Путина, если тот поддержит власти Мьянмы, притесняющие мусульман-рохинджа в штате Ракхайн, поставило руководство страны в "неудобную позу": в отсутствие Владимира Путина, который уехал в Китай на саммит БРИКС, глава вечно дотационного российского региона потребовал срочного пересмотра внешней политики России из-за "своего видения" ситуации и теперь угрожает рассорить РФ не только с Мьянмой, по которой он хотел бы "ударить ядерным (оружием)", но и с Китаем, давним союзником этой страны.
В ситуации с реакцией российских мусульман на события в Мьянме неприятным для российского руководства моментом стало то, что это происходило в момент встречи президента России с председателем КНР Си Цзиньпином накануне саммита БРИКС в китайском городе Сямэнь. Теперь Кремль, не в последнюю очередь благодаря Рамзану Кадырову, поставлен перед выбором - поддержать протесты мусульман, выступив против своих интересов в Мьянме и интересов Китая, или сдержать протесты, настроить против себя часть мусульманского населения РФ.
В 2012 году Кадыров уже обращался напрямую к Владимиру Путину с просьбой "привлечь внимание международного сообщества к межрелигиозному конфликту на западе Мьянмы и способствовать достижению мира в этой стране". "Я от имени миллионов мусульман России прошу президента страны использовать весь авторитет главы государства - постоянного члена Совета безопасности ООН для того, чтобы обратить внимание мирового сообщества на трагедию народа рохинджа", - писал Кадыров.
Но в последующие годы Россия не выступала с осуждением какой-либо из сторон конфликта в Мьянме, придерживаясь нейтральных заявлений об "обеспокоенности в связи с сообщениями" о продолжающихся боестолкновениях, приведших к жертвам среди мирного населения, и о резком ухудшении гуманитарной обстановки в стране.
За последние пять лет, пока длится конфликт в Мьянме, Россия планомерно выстраивала новые экономические отношения с этой страной по военно-техническому сотрудничеству, в атомной области, в тяжелой промышленности.
Мало того, в марте 2017 года Россия вслед за Китаем отказалась поддержать резолюцию Совбеза ООН о необходимости защитить мусульманское население Мьянмы. В тексте резолюции говорилось о том, что для предотвращения новых массовых убийств мусульман правительственными войсками следует предоставить гуманитарным организациям доступ ко всем районам, подвергшимся насилию. Да и сама Мьянма полностью запретила любым гуманитарным организациям ООН поставки продовольствия, воды и медикаментов своим мирным жителям.
Пытаясь изменить внешнюю политику России, глава Чечни перестал просить и стал требовать, что может вылиться в дипломатический скандал, влекущий за собой экономические и политические последствия не только для России, но и для самого Кадырова.
Во-первых, с Республикой Союза Мьянмой у России довольно тесное военно-техническое сотрудничество - с 2009 года МиГ-29 вышли на рынок этой страны, когда российские истребители победили в тендере Минобороны Мьянмы на поставку 20 самолетов. Кроме того, Россия поставила несколько десятков вертолетов.
После того, как зимой 2010-2011 годов в Мьянме, которая ранее управлялась военной хунтой, были проведены выборы в парламент и выбран первый президент - генерал в отставке Тхейн Сейн, перед руководством страны встала необходимость кардинальной модернизации армии, ВВС и ВМС для обеспечения обороноспособности. Поэтому Мьянма для России сразу стала перспективным заказчиком различных типов вооружений. По меркам региона у нее достаточно большой военный бюджет - более $2 млрд (по данным 2015 года).
В 2013 году буддистскую Мьянму посетил глава Минобороны РФ Сергей Шойгу, который хотя и православный, но его отец - буддист. Он оценил эту страну, как один из перспективных рынков оружия в регионе Юго-Восточной Азии.
Весной 2016 года парламент страны одобрил соглашение по военному сотрудничеству с Россией и с Москвой было подписано очередное соглашение о военном сотрудничестве, которое предусматривает развитие отношений в военно-морской области и в сфере военной медицины, военного образования и других направлениях.
В 2016 году Россия завершила поставку в Мьянму первой партии учебно-боевых самолетов Як-130. Вторую партию этих реактивных учебно-боевых самолетом, которые по своим летно-техническим характеристикам близки к показателям современных истребителей и поэтому на них проходят обучение военные летчики, будет осуществлена в 2018 году. В июне 2017 года Сергей Шойгу пригласил представителей Вооруженных сил Мьянмы на Армейские международные игры и Международный военно-технический форум "Армия-2017".
В итоге за последние три года военные контакты России и Мьянмы существенно активизировались. Осуществлялись дружественные заходы кораблей ВМФ России в порты страны, последовательно наращивалось взаимодействие в области обучения мьянманских военнослужащих в вузах Минобороны РФ. В Мьянму направлялись тренеры из числа военнослужащих ВС РФ для оказания содействия в подготовке военных спортсменов, а также преподаватели для обучения русскому языку.
Москва рассчитывает, что Мьянма в дальнейшем будет закупать системы ПВО, истребители, артиллеристские установки. Важнейшие виды оружия Мьянма уже переориентировала на Россию, сняв, таким образом, военно-техническую зависимость от китайских поставок. Во-вторых, Россия заинтересована в развитии в Мьянме мирного атома - в 2015 году между странами было заключено соглашение о сотрудничестве по использованию атомной энергии в мирных целях. Обсуждается строительство в стране первой АЭС. Госкорпорация "Ростех" строит в Мьянме металлургический завод по технологии, которая позволит получать чугун из бедных руд без предварительного обогащения. Первый этап ввода в эксплуатацию металлургического завода уже состоялся.
В-третьих, Мьянма - союзник Пекина, на тесное сотрудничество с которым в последние годы ориентирована внешняя политика России. Пекин поддерживает своего южного соседа, обладающего большими запасами природного газа и выгодным стратегическим положением в регионе. Мьянма, в 1949 году ставшая первой некоммунистической страной, признавшей Китайскую Народную Республику, открывает Китаю кратчайший путь в Индийский океан и Южную Азию, к Бенгальскому заливу, на шельфе которого находятся крупные месторождения природного газа. В северной части страны даже финансовые расчеты ведутся китайскими юанями.
Россия к тому же заинтересована в ближайшее время не затрагивать какие-либо интересы Китая в свете решения проблемы на Корейском полуострове, где она выступает в связке с КНР против тандема США и Южной Кореи - Россия совместно с Китаем неоднократно предлагала формулу урегулирования, при которой США и Южная Корея приостановили бы совместные учения, а КНДР заморозила бы свою ракетно-ядерную программу.