Адвокат Михаила Ходорковского Генрих Падва заявил в ходе прения сторон в Мещанском суде во вторник, что его подзащитный не только не совершал преступлений, но их просто не было
Архив NEWSru.com
 
 
 
"Ходорковский не совершал преступлений не только потому, что он их не совершал. Просто таких преступлений вообще не было", - заявил Падва
Архив NEWSru.com
 
 
 
Падва сообщил, что планирует выступать в течение двух дней и в своей речи коснется всех инкриминируемых Ходорковскому обвинений
Архив NEWSru.com

В Мещанском суде столицы по делу Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрея Крайнова во вторник закончил свое выступление адвокат главы МФО МЕНАТЕП Константин Ривкин. Он заявил, что защита Лебедева закончила участие в прениях сторон и просит признать их подзащитного невиновным по всем пунктам предъявленных ему обвинений.

К этому заявлению присоединились остальные адвокаты, а Евгений Бару, в частности, заметил, что "для любого компетентного независимого суда представленных доказательств достаточно, чтобы признать Лебедева невиновным", сообщает пресс-центр Михаила Ходорковского.

После этого к участию в прениях сторон приступила защита экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского. Адвокат Ходорковского Генрих Падва заявил, что его подзащитный не только не совершал преступлений, но их просто не было. "Ходорковский не совершал преступлений не только потому, что он их не совершал. Просто таких преступлений вообще не было", - заявил Падва.

- Выступление Генриха Падвы (АУДИО. Часть 1. Часть 2. Часть 3)

Как сообщает "Интерфакс", в начале своей речи адвокат подробно остановился на эпизоде, связанном с обвинением Ходорковского в растрате средств, принадлежавших НК ЮКОС. По версии обвинения, он безвозмездно передал около 2 млрд рублей в подконтрольные бизнесмену Владимиру Гусинскому структуры.

Анализируя это обвинение, адвокат заявил: "Я глазам своим не поверил: были расхищены деньги, полученные в результате хищения апатитового концентрата и торговли нефтепродуктами. Эти средства были сосредоточены на счетах иностранных компаний, а затем их перечислили Гусинскому. Это можно считать серьезным обвинением? Обвинение должно говорить о том, в чем оно обвиняет, а мы теперь даже не можем понять, в чем же нашего подзащитного обвиняют. А имел ли он к отношение к распоряжению этим имуществом, которое ему даже не было вверено? Нет ни одного свидетельства о том, что Ходорковский хотя бы знал о том, что эти действия производились", - сказал адвокат.

"В этих действиях нет ни малейшего признака состава преступления. Мы доказали, что это была нормальная операция по временному размещению свободных средств. Она проводилась в интересах НК ЮКОС, которая получила прибыль в результате этой операции", - сказал Падва журналистам в перерыве заседания.

Кроме того, он подчеркнул, что Ходорковский не имел отношения к переводу этих денежных средств, поскольку "на тот момент в НК ЮКОС не работал".

Генрих Падва также категорически отрицает существование преступной группы, в которую, по версии следствия, входил и его подзащитный. "Мы утверждаем категорически: никакой преступной группы с участием Ходорковского и Лебедева никогда не было", - сказал Падва.

По его словам, в обвинительном заключении не указано, при каких обстоятельствах, где и когда организовалась эта группа. "В постановлении не назван конкретный состав преступной группы, не указаны роли каждого из ее членов", - отметил адвокат.

Он также подчеркнул, что датой создания преступной группы следствие называет то 1990 год, то 1993, а также 1995 и 1997 годы. Не ясно, по мнению Падвы, и кто был руководителем этой группы - только Ходорковский или Ходорковский вместе с Лебедевым.

"Само по себе совместное ведение бизнеса не может служить доказательством существования преступной группы. В банке МЕНАТЕП действительно работала группа лиц. А как же иначе? Но надо было доказать, что она была создана для совершения преступления", - подчеркнул Падва.

"Не надо говорить - Ходорковский, подразумевать банк, говорить - банк подразумевать - Ходорковский, как это было у Маяковского", - заявил адвокат.

В качестве доказательства организации группы прокуратура ссылается на собрания акционеров, советы директоров, учредительные документы различных коммерческих структур, подконтрольных ЮКОСу.

Присутствие на учредительном собрании представляется прокуратурой как доказательство желания завладеть акциями. Но, как сказал Падва, совместное ведение бизнеса еще не говорит о создании преступной группы, а без учредительных документов ни одна организация не может существовать.

"Причем эти обвинения почему-то предъявляются только присутствующим - Ходорковскому или Лебедеву, но почему больше никому из участвующих лиц?" - вопрошает адвокат.

Кроме того, по словам Падвы, обвинение основывается на записях в еженедельниках третьего обвиняемого - бывшего гендиректора АОЗТ "Волна" Андрея Крайнова. Как отметил Падва, мало того, что многие записи зашифрованы, кроме того, трудно, по его мнению, предположить, что член преступной группы сознательно вел подробные записи совершаемых преступлений. "Если бы он осознавал, что то, что он делает, преступно, он постарался бы это уничтожить", - подчеркнул Падва.

Он также обратил внимание на то, что помимо еженедельников Крайнова, у обвинения нет иных доказательств, подтверждающих наличие организованной преступной группы, и ни один из допрошенных в суде 70 свидетелей не говорил о ее существовании.

Адвокат отметил расплывчатость формулировок обвинения. В частности, в документе говорится, что "в организованную преступную группу вошли работники банка МЕНАТЕП и других юридических лиц, подконтрольных банку и руководителям организованной группы", однако кто именно, не указывается.

По словам адвоката, объединение предприятий в МЕНАТЕПе было похожим на финансово-промышленную группу, и именно такую деятельность и осуществляла группа МЕНАТЕП (Group Menatep), сообщает пресс-центр Ходорковского.

После этого в судебном заседании был объявлен перерыв до среды. Ранее во вторник Падва сообщил журналистам, что что планирует выступать в течение двух дней и в своей речи коснется всех инкриминируемых Ходорковскому обвинений.

Экс-глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский и глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев обвиняются по семи статьям УК РФ. Среди них - уклонение от уплаты налогов и мошенничество в крупном размере. Бывший гендиректор АОЗТ "Волна" Андрей Крайнов обвиняется в мошенничестве, злостном неисполнении судебного решения, вступившего в законную силу, а также в причинении имущественного ущерба собственнику.

В прениях гособвинители просили приговорить Ходорковского и Лебедева к 10 годам лишения свободы каждого с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.