Например, в Иркутской области вследствие волокиты должностными лицами областного министерства лесного комплекса не приняты меры к привлечению необходимого количества сил и средств для тушения природных пожаров, в результате чего их площадь пожара увеличивалась в разы
Главное управление МЧС России по Иркутской области
 
 
 
Проверки прокуратурой причин пожаров в Сибири выявили факты волокиты и несвоевременного реагирования на возникающие очаги пожаров. Кроме того, прокуроры выявили случаи искажения данных о площадях и ликвидации пожаров
Moscow-Live.ru / Тихонов Михаил

Проверки прокуратурой причин пожаров в Сибири выявили факты волокиты и несвоевременного реагирования на возникающие очаги пожаров. Кроме того, прокуроры выявили случаи искажения данных о площадях и ликвидации пожаров. Об этом сообщил старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды и защиты арктической природы Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Роман Федосов.

"В нарушение статьи 51 Лесного кодекса РФ в ряде регионов уполномоченными органами государственной власти должным образом не организовывались мероприятия по локализации и ликвидации лесных пожаров. Например, в Иркутской области вследствие волокиты должностными лицами областного министерства лесного комплекса не приняты меры к привлечению необходимого количества сил и средств для тушения природных пожаров, в результате чего их площадь пожара увеличивалась в разы, создавая угрозу безопасности для жителей населенного пункта", - сообщил Роман Федосов, которого цитирует ТАСС.

Кроме того, по его словам, "в Иркутской области прокурорами устанавливались факты ненадлежащего осуществления областным министерством лесного комплекса мер по охране лесов от пожаров, а также отражения недостоверных сведений о площади возгорания, расстоянии до населенных пунктов, искажения данных о времени ликвидации пожаров". В других регионах проверки еще идут.

Федосов добавил, что в настоящее время прокурорами регионов, где сложилась сложная пожароопасная ситуация, по поручению Генпрокуратуры "организованы дополнительные проверочные мероприятия, по итогам которых будет дана оценка причинам их возникновения и действиям (бездействию) органов исполнительной власти и местного самоуправления по организации тушения лесных пожаров, установлению причин их возникновения, а также возмещению ущерба, причиненного окружающей среде".

По данным Федосова, только в 1-м полугодии этого года в ходе прокурорских проверок было выявлено 27,3 тыс. нарушений законодательства в сфере лесопользования. Наибольшее количество очагов пожара зафиксировано в Бурятии, Якутии, Забайкальском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, в Амурской, Иркутской и Челябинской областях.

За последнюю неделю июля площадь лесных пожаров в Сибири выросла на 60% и к 31 июля превысила 3 миллиона гектаров. В Красноярском крае, Иркутской области, Бурятии и Якутии введен режим чрезвычайной ситуации. Дым от сибирских пожаров дошел до Аляски и части Канады. Пожары уже нанесли экономике России ущерб в 2,4 млрд рублей.

В отношении нескольких сотрудников министерства лесного хозяйства Красноярского края ранее было возбуждено уголовное дело. Следователи, направленные из Москвы на поиск виновников пожаров, считают, что должностные лица не предпринимали необходимых действий для ликвидации возгораний. Из-за этого огонь и распространился на большой территории. По мнению премьера Дмитрия Медведева, причиной пожаров могли быть умышленные поджоги, цель которых - скрыть незаконную вырубку леса.

Поиск "стрелочников" отвлекает общественное внимание от позиции региональных и федеральных властей, которые еще недавно не придавали большого значения лесным пожарам в Сибири и на Дальнем Востоке, а также призывали не тушить возгорания, ссылаясь на экономическую нецелесообразность и оправдывая свое бездействие заботой о жизнях и здоровье пожарных.

"Это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а где-то, возможно, даже и вредно", - заявил губернатор Красноярского края Александр Усс, выступая 29 июля на молодежном форуме "Бирюса-2019". Он сравнил нынешнюю тяжелую ситуацию с тридцатиградусными морозами зимой, когда - цитата - "никому не приходит в голову топить айсберги, чтобы у нас было потеплее".

"Вопрос абсолютно прикладной. Можно сегодня в зону контроля забросить парашютный десант... тысячи человек. При таком уровне задымления и удаленности мы реально подвергаем людей бессмысленной опасности. Время подлета туда - более трех часов. Как их можно там спасти, если пойдет верховой огонь?" - говорил Усс.

Через два дня чиновник резко поменял мнение, когда стало понятно, что тема лесных пожаров встревожила Москву, а президент РФ Владимир Путин бросил на борьбу с огнем авиацию Минобороны. Усс стал фонтанировать идеями на тему борьбы с огнем, предложил создать на севере региона специализированный лесопожарный центр, увеличить численность лесных инспекторов и привлекать к работе ученых, экологов и представителей общественности, "чтобы деятельность в области тушения лесных пожаров стала более понятной людям, более прозрачной и доступной".

Между тем специалисты отмечали, что с огнем нужно было бороться сразу, при появлении очагов возгорания. Однако время было упущено, а теперь тушить бесполезно. "На таких площадях уже ничего не сделать. Это только дождь или снег. Справиться с такими большими площадями нельзя, тушить надо было месяц-полтора назад", - говорил руководитель лесного отдела российского отделения Greenpeace Алексей Ярошенко.

Даже в этой отчаянной ситуации в Кремле убеждены, что справятся с проблемой без зарубежной помощи, которую Путину предлагал президент США Дональд Трамп.