Дмитрий Рогозин
Global Look Press
 
 
 
Вертолетоносец Mistral, Санкт-Петербург, ноябрь 2009 года
Reuters
 
 
 
Вертолетоносец Mistral, Санкт-Петербург, ноябрь 2009 года
Reuters

В России не производится специальное топливо для вертолетоносцев Mistral, на поставку которых Министерство обороны при бывшем главе военного ведомства Анатолии Сердюкове заключило контракт с Францией, поэтому химикам придется придумывать какое-то решение, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин журналистам во вторник во время визита в НИИ авиационных материалов. Он предположил, что возможно, специалисты подготовят "какие-то специальные приспособления" для преодоления проблемы, передает "Интерфакс".

Вице-премьер сообщил, что в середине февраля состоятся консультации российско-французской комиссии по военно-техническому сотрудничеству, во время которых будут поставлены вопросы доработки технических деталей эксплуатации Mistral. Рогозин подчеркнул, что в последние годы "крайне недостаточным" было научное сопровождение контрактов по закупкам военной техники. "А дьявол кроется в деталях", - назидательно отметил он.

Источник "Интерфакса" в российском оборонно-промышленном комплексе ранее сообщил, что для вертолетоносцев этого типа требуется около 50 видов различных горюче-смазочных материалов европейского производства. Замена некоторых из них российскими аналогами грозит поломкой двигателя и других систем, а также отменой заводской гарантии.

Прогноз: Mistral станут мучением для моряков и вскоре будут ржаветь на свалке

Неназванный военный эксперт заявил ИТАР-ТАСС, что, по-видимому, те, кто принимал решения по покупке вертолетоносцев, раньше не задумывались об особенностях их эксплуатации. В частности, о том, что дизель-генераторы электросиловой установки производства финской компании "Вяртсиля" (Vartsila) работают на качественном дизтопливе, которое в российских условиях должно быть зимнего типа. Помимо прочего, единая электроэнергетическая установка Mistral требует частого и дорогостоящего обслуживания с заменой большого числа фирменных расходников.

Кроме того, по условиям контракта, после передачи Mistral ВМФ России их заправка во время морских походов возможна только танкерами с сертифицированными в НАТО системами контроля качества ГСМ, а таких кораблей в российском флоте нет, отметил источник.

"Даже в мирное время эксплуатация "Мистралей", скорее всего, станет настоящим мучением для наших моряков, не говоря уже об угрожаемом периоде, а тем более о реальных боевых действиях", - резюмировал эксперт.

Собеседник агентства предположил, что после получения от французов первых двух "Мистралей" они, скорее всего, "разок-другой выйдут ненадолго в море, потом вернутся и будут потихоньку ржаветь в создаваемом сейчас для них пункте базирования на Тихоокеанском флоте, пока не наступит время пустить их на металлолом".

Среди других недостатков французских вертолетоносцев, по словам эксперта, - тихоходность, слабая ледовая прочность бортов, плохая остойчивость из-за плоской формы днища и огромной парусности.

Напомним, контракт стоимостью 1,2 млрд евро на постройку двух французских вертолетоносцев Mistral для ВМФ РФ был подписан в июне 2011 года. Согласно условиям сделки, первый корабль будет передан России в 2014 году, второй - в конце 2015 года. В декабре 2012-го сообщалось, что Минобороны приняло решение отказаться от обсуждавшейся при Анатолии Сердюкове идеи строительства еще двух вертолетоносцев подобного типа. Однако позже источник пояснил, что речь идет не об отказе, а о переносе строительства на 2016 год.

Две недели назад бывших руководителей военного ведомства в связи с покупкой "Мистралей" резко раскритиковал первый заместитель главы Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ Иван Харченко. Он подтвердил, что решение о строительстве третьего и четвертого корпусов кораблей этого класса в России отложено на три года. Харченко посетовал, что Россия "при всем желании" не может отказаться от первых двух Mistral, строящихся во Франции, так как слишком велики понесенные затраты. Первый зампред ВПК прямо назвал "нелепой" инициативу закупки этих кораблей. По его словам, решение нанесло значительный ущерб отрасли и государству.