Госдума РФ в пятницу выступит с заявлением в связи с итогами недавнего референдума в Приднестровье. Позиция МИД РФ по этому вопросу ясна: ранее в среду глава Сергей Лавров заявил, что считает необходимым учитывать результаты референдума в Приднестровье.
Первый вице-спикер от фракции "Единая Россия" Олег Морозов заявил журналистам в четверг, что в проекте заявления внимание мирового сообщества обращается на то, что "нужно считаться с результатами волеизъявления граждан в части обеспечения свобод, прав граждан, проживающих на этой территории". "Мы подчеркиваем легитимность этой процедуры - она проведена в полном соответствии с международно-правовыми нормами", - сказал Морозов, передает "Интерфакс".
- Совет Европы: косовский прецедент не распространяется на Приднестровье
Напомним, в среду глава МИД России заявил, что считает необходимым учитывать результаты референдума в Приднестровье. Отвечая на вопросы депутатов Совета Европы в Страсбурге в среду, Лавров назвал прошедший референдум в Приднестровье фактом реальной политической жизни. "Это факт реальной политической жизни. Его итоги необходимо учитывать", - сказал министр, передает "Интерфакс".
Министр высказал мнение, что состоявшийся в Приднестровье референдум был односторонним шагом в ответ на серию односторонних шагов со стороны Кишинева. Он отметил, что Приднестровье является признанной стороной в конфликте, и высказался против односторонних действий конфликтующих сторон.
Лавров также отметил, что урегулирование должно происходить при добровольном согласии на то сторон и при помощи пятистороннего формата (Россия, Украины, ОБСЕ - как посредники, США и ЕС - как наблюдатели).
Напомним, 17 сентября в Приднестровье состоялся референдум, на котором подавляющее большинство граждан высказались за независимость Приднестровья и последующее свободное присоединение к РФ.
Ранее в "Независимой газете" было высказано мнение, что активизация действий вокруг Приднестровья напрямую связана с ухудшением отношений России и Грузии. Текст обращения к парламентам и руководству стран-гарантов - России и Украины - в урегулировании приднестровского конфликта комиссия по внешним связям Верховного совета непризнанной республики уже утвердила, а в будущий вторник его официально примет парламент.
Если признание республики состоится, пусть и гипотетически, то "о государственности Республики Молдова можно будет забыть", - заметил молдавский политолог Оазу Нантой. Он объяснил, что приднестровская проблема - ключевая для Республики Молдова.
Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис считает, что урегулирование в Косово не может быть моделью для решения других конфликтов. "Неправильно поддерживать сепаратистские настроения в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии. Но Косово - это особый случай, потому что край находится под управлением ООН из-за того, что произошло семь лет назад", - отметил Дэвис в среду в интервью газете "Коммерсант".
По словам генсекретаря СЕ, президент Албании объяснил ему, "что случилось в 1940-х годах в Косово". "А в 1999 году там был геноцид", - сказал он. "Я не сомневаюсь, что жители других непризнанных территорий воспользуются Косово как прецедентом. Но я должен сказать, что даже многие жители балканских стран считают, что Косово - это особый случай", отметил Дэвис.
В то время бывший российский представитель по Боснии Александр Аксененок отмечает, что такая позиция неубедительна для абхазов и осетин. По мнению Аксененока, который был в 1995-1998 годах спецпредставителем МИД РФ по Боснии и Восточной Славонии, "западные партнеры России по Контактной группе (по Косово), говоря об "уникальности" косовского случая, ссылаются на резолюцию 1244 СБ ООН и на то, что Милошевич нарушил ее положения". "Такие ссылки, по меньшей мере, некорректны", - отметил он в обширной статье, опубликованной в газете "Время новостей" в среду, посвященной проблеме права национальных меньшинств на самоопределение.
Аксененок высказал мнение, что "абхазам и осетинам никто пока вразумительно не пояснил, почему косовары и черногорцы имеют право на отделение, а они - нет". "Ссылки на "уникальность" косовского случая звучат для жителей непризнанных республик неубедительно", - считает он.
"Резолюция 1244 была принята 10 июня 1999 года, то есть после того, как Югославия более двух месяцев непрерывно подвергалась массированным ракетно-бомбовым ударам. Главным в то время было прекращение бомбардировок, поставивших во имя "спасения" одного народа, албанских косоваров, на грань национальной катастрофы другой народ - сербов", - сказал он.
По его словам, "ценой прекращения бомбардировок, собственно, и явилась резолюция 1244, закрепившая за ООН и ее Советом Безопасности центральную роль в урегулировании и санкционировавшая наземное присутствие международных миротворческих сил под названием Силы для Косово (СДК), а также развертывание гражданской миссии ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК)".
"По сути дела, Белград силой принудили покинуть часть своей территории и согласиться на замену собственного военного присутствия на иностранное - СДК, ведомые НАТО", - поясняет Аксененок. Он считает, что "примерами цивилизованного разрешения существующих национальных проблем могут служить Канада и Испания".
Отделение национального меньшинства более соответствует устоявшимся реалиям, чем сохранение непризнанного статус-кво на неопределенное время. К таким случаям и относятся, по его мнению, в целом однотипные национально-территориальные конфликты в Косово, Абхазии и Южной Осетии. Аксененок полагает, что "ответственность за сложившееся положение в большей степени несут все-таки центральные власти (Югославии и Грузии), оттолкнувшие своих граждан высокомерной шовинистической политикой".