Президент РФ Владимир Путин на встрече в среду с Советом по правам человека (СПЧ) пообещал исправить два резонансных документа последнего созыва Думы - принятый в двух чтениях правительственный законопроект о реформе РАН и вступивший в силу закон об НКО - "иностранных агентах", пишет газета "Ведомости", отмечая, что эти уступки не распространяются на принципиальные для власти аспекты.
РАН не ликвидируют и вернут академии и ее региональным отделениям юридическую и финансовую самостоятельность, но имущество РАН все равно будет контролировать специальное агентство, а медицинской и сельхозакадемии не удастся сохранить юридическую самостоятельность и равноправие при объединении с РАН.
- Глава ассоциации "Голос" покинула Россию
Путин также выразил готовность обсуждать проблему закона об агентах, признав, что некоторые нормы вызывают нарекания. Члены СПЧ указали на широкую трактовку понятия "политическая деятельность" и предложили ввести критерий "погрешности" - когда на политическую деятельность было потрачено зарубежного финансирования не более 5%.
Президент одобрил идею создать комиссию по разработке поправок, в которую могли бы войти члены совета, представители "пострадавших" от закона НКО, представители Генпрокуратуры, ГПУ администрации президента и Минюста, судейское сообщество.
Участник встречи, глава правозащитной организации "Агора" Павел Чиков сообщил телеканалу "Дождь", что закон об "иностранных агентах" могут вообще отменить, Путин говорил о нем как о Карфагене, который должен быть разрушен.
Кроме того, Путин пообещал увеличить финансирование НКО, подумать о широкой амнистии, сокращении числа статей Уголовного кодекса, по которым можно отправлять людей за решетку, и увеличении роли суда присяжных, сообщает сайт "Заголовки.ру" со ссылкой на газету РБК daily.
Секретарь организации "Гражданин и армия" Сергей Кривенко отметил, что в отличие от напряженной встречи прошлой осенью она была похожа на те, которые были при Дмитрии Медведеве: "Не было ощущения противопоставления друг другу, борьбы, а было обсуждение проблем".
Член СПЧ Ирина Хакамада связывает доброжелательный тон встречи с саммитом в Санкт-Петербурге. Барак Обама уже отказался встречаться с Путиным, и новых скандалов российскому президенту не нужно, считает она.
По словам Хакамады, президент не проявил большого внимания к словам правозащитников о деле "6 мая", зато живо отреагировал на замечание о том, что прокурора, позволившего себе антисемитские высказывания на процессе против Ильи Фарбера, сделали судьей президентским указом. Путин сказал, что ему приносят подписывать много бумаг о назначении судей и он не может сам разобраться, что каждый собой представляет.
Президент также обещал подумать о возможности широкой амнистии, сокращения числа преступлений, за которые наказывают тюрьмой, а также выразил возмущение, что из-под юрисдикции суда присяжных выведены преступления против детей и женщин.
Путин заявил участникам встречи, что к его приезду "красят траву", а для них "ничего не лакируют", поэтому для него важно "услышать, как ситуация складывается в тех местах, где либо меня нет, либо нет людей, мнению которых я доверяю".
Дабы правозащитники охотнее переходили на российское финансирование, президент пообещал увеличить его. Помимо только что закончившегося распределения президентских грантов Путин рассказал, что 200 млн рублей до конца года дополнительно выдаст организации "Гражданское достоинство" Эллы Памфиловой, пользующейся высоким авторитетом в правозащитной среде. В следующем году Памфиловой доверят работать с большими суммами: Владимир Путин назвал цифру 500 млн рублей ежегодно на гранты НКО, осуществляющим защиту прав и свобод человека и гражданина, начиная с 2014 года.
Памфилова заявила газете "Коммерсант", что ждет "подписания президентом распоряжения о выделении дополнительных денег" и об официальном назначении ее грантооператором. "Мне надо знать, на какие проекты предназначены деньги, какие суммы, каковы сроки", - пояснила она. К организации конкурсов движение, по ее словам, готово, и они будут проведены уже этой осенью. "Думаю, в декабре правозащитные организации смогут получить выделенные нами гранты. А в следующем году, когда будут выделены обещанные 500 млн рублей, начнем все сначала", - рассказала она. "Все НКО имеют возможность получить деньги у нас. Это будет конкурс проектов", - отметила Памфилова. При этом она заверила издание, что "никаких гласных и тем более негласных распоряжений о том, каким НКО можно давать деньги, а каким нет, не было и не могло быть". "Президент еще летом сказал, что доверяет мне", - заявила она.
Газета напоминает, что по итогам конкурса по распределению президентских грантов не все НКО получили средства. В частности, ассоциации "Голос", которая занимается мониторингом выборов, грант не достался. Московская Хельсинкская группа (МХГ) получила 3,5 млн рублей на проект "Содействие реформе полиции", а на мониторинг ситуации с правами человека в России, который МХГ делает с 1998 года, "денег не дали".