На заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ Россия в лице главы МИДа Сергея Лаврова впервые поставила вопрос о будущем ОБСЕ и своем членстве в организации. Заседание закончилось провалом: Россия и Запад разошлись по всем ключевым вопросам
Reuters
 
 
 
В итоге Сергей Лавров сделал неожиданное заявление. Он предложил определиться: или вернуться к истинным корням ОБСЕ, или узаконить ее как организацию по гуманитарным проблемам
Вести
 
 
 
Москву не устраивает то, что основная работа ОБСЕ идет в области прав человека, тогда как военно-политическое сотрудничество и экономика остаются в загоне. Особенно недовольны в России деятельностью Бюро по демократическим институтам и правам человека
Архив NEWSru.com
 
 
 
Главной претензией к Москве со стороны Запада стало использование экономических рычагов для давления на соседей. От России потребовали прекратить давление на Грузию и Молдавию и определиться с выводом своих войск из Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии
Архив NEWSru.com

На заседании Совета министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Россия впервые поставила вопрос о будущем ОБСЕ и своем членстве в организации. Заседание закончилось провалом: Россия и Запад разошлись по всем ключевым вопросам. Россия не пожелала выполнять требования ОБСЕ по выводу баз из Грузии и Молдавии, а Европа в ответ отказала Казахстану в председательстве в ОБСЕ в 2009 году - эту кандидатуру поддерживала Москва.

ОБСЕ была создана в 1975 году, и сейчас практически все согласны с необходимостью реформирования организации, но содержание реформ выявило серьезные разногласия между Россией и странами Запада, в первую очередь США. Встреча представителей 56 членов ОБСЕ, по сути, превратилась в перепалку главы российского МИДа Сергея Лаврова и заместителя госсекретаря США Николаса Бернса, пишет газета "Коммерсант".

- Что не нравится Западу
- Что не нравится Москве

Сергей Лавров предложил создать рабочую группу ОБСЕ, которая занялась бы реформой бюро, но этому активно воспротивились США. Камнем преткновения стала деятельность Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) - органа ОБСЕ, который наблюдает за выборами. Россия и США оценивают его совсем по-разному, и Лавров высказал недовольство тем, что эта сфера стала основной в деятельности ОБСЕ.

США, наоборот, считают, что стержнем организации должно оставаться "хельсинкское видение мира". "Человек - мужчина и женщина - не может быть в безопасности без свободы", - заявил Николас Бернс "Новым известиям". "Мы не против повышения эффективности ОБСЕ, но для многих слово "реформа" - не более чем дымовая завеса для разрушения созданных нами институтов... США против ослабления БДИПЧ, которое более других воплощает наши обязательства, остается необходимым инструментом для наблюдения за выборами, соблюдением прав человека и других ключевых принципов ОБСЕ".

"Возглавляемая заместителем госсекретаря США Николасом Бернсом американская делегация явно сознательно пропускала мимо ушей любые попытки российских дипломатов доказать собравшимся в Брюсселе острую необходимость в скорейшем начале реальных реформ ОБСЕ", - пишет правительственная "Российская газета".

В итоге Сергей Лавров сделал неожиданное заявление. Он предложил определиться: или вернуться к истинным корням ОБСЕ, или узаконить ее как организацию по гуманитарным проблемам. В последнем случае, по его словам, "наши страны будут решать, вступать или не вступать в такую организацию". По сути, Россия впервые поставила вопрос о будущем ОБСЕ и своем членстве в организации. И выход России из ОБСЕ и раскол самой организации могут привести к расколу Европы и мира, характерного для периода холодной войны, считает "Коммерсант".

Что не нравится Западу

Главной претензией к Москве со стороны Запада стало использование экономических рычагов для давления на соседей. От России потребовали прекратить давление на Грузию и Молдавию и определиться с выводом своих войск из Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. На этом фоне было отвергнуто требование России о ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Все доводы Москвы были отвергнуты. Члены ОБСЕ из НАТО заявили, что пойдут на ратификацию адаптированного договора только после полного вывода российских войск с территории Грузии и Молдавии.

Еще одним провалом для России явился отказ Казахстану в председательстве в ОБСЕ в 2009 году. Астана добивается этого уже несколько лет. Активно поддержал кандидатуру Казахстана глава российского МИДа, не возражали государства СНГ, а также ряд западноевропейских стран, включая Германию, Италию, Нидерланды и Францию. Но резко воспротивились США и Великобритания, которые сочли, что в Казахстане еще не все в порядке с демократией. В итоге решение не было принято.

Напомним, что Россия на днях заявила, что не пойдет на подписание в рамках ОБСЕ каких-либо документов, если в них будут содержаться указания на "стамбульские обязательства" России по Молдавии и Грузии. "Стамбульские обязательства", взятые на себя Россией в 1999 году, подразумевают, в частности, вывод военных баз РФ из Грузии и вывод остатков контингента бывшей 14-й армии и вывоз ее вооружений из Молдавии. Представители российского руководства неоднократно подчеркивали, что эти обязательства являются политическими и не имеют сроков.

Что не нравится Москве

Хотя участники встречи продолжали твердить о важной роли ОБСЕ в международных делах и незыблемости ее принципов, под сводами выставочного зала "Хейзель", где проходил форум, витал призрак распада. "Трудно было отделаться от ощущения, что на 32-м году своего существования ОБСЕ оказалась в глубочайшем кризисе", - указывают "Новые известия".

В настоящее время Россию не устраивает то, что основная работа ОБСЕ идет в области прав человека, тогда как военно-политическое сотрудничество и экономика остаются в загоне. Особенно недовольны в России деятельностью Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) - органа ОБСЕ, который наблюдает за выборами. Причины недовольства понятны - достаточно вспомнить, как радикально отличаются оценки выборов в республиках бывшего СССР у наблюдателей от СНГ и ОБСЕ.

Соглашения в других сферах также не выдерживают критики, отмечают "Новые известия". Документы, регулировавшие правила военного противостояния, как отметил глава МИД России Сергей Лавров, "давно практически пусты", "программы работы на военно-политическом треке год от года слабеют, скатываются к мелкотемью". О торгово-экономических соглашениях также ничего хорошего сказать нельзя: в эпоху ВТО трудно в этой сфере найти нишу, подходящую для ОБСЕ.

У Лаврова нашлись единомышленники, хотя их было немного. Представитель Белоруссии настаивал, чтобы методология наблюдения за выборами была "понятной", а критерии основаны на "сравнительном анализе законодательства и практики всех государств-участников". Давая понять, что его страна может прекратить финансирование БДИПЧ, он заявил: "Мы не намерены платить за товар, который не годен к употреблению". Делегат Узбекистана, высказавшись за "существенные реформы" ОБСЕ, подчеркнул, что "не существует универсальной модели демократии, одинаково подходящей для всех государств".