Следствие по новому уголовному делу в отношении совладельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева рассчитывает завершить следственные действия в течение месяца и передать материалы дела на ознакомление адвокатам и обвиняемым, сообщает "Интерфакс". Ходорковскому и Лебедеву вменяется хищение и отмывание через дочерние компании по сложной схеме нефтепродуктов на сотни миллиардов рублей.
Если суд по новому делу признает Ходорковского и Лебедева виновными, то им могут добавить еще по 10-15 лет лишения свободы. В Генпрокуратуре решили, что статья 199 УК "Уклонение от налогообложения юридического лица" - слишком легкая для заключенных Ходорковского и Лебедева, ведь по ней чаще всего выносят "условные" приговоры или ограничиваются штрафами, поэтому в постановлении, подписанном старшим следователем по особо важным делам Салаватом Каримовым, обоим "юкосовцам" вменяется "тяжкая" 160-я статья УК ("Присвоение вверенного имущества", до 10 лет заключения) и "особо тяжкая" 174-я, прим. 1 ч. 4 ("Легализация преступно нажитых средств организованной группой", наказывается сроком от 10 до 15 лет лишения свободы), пишет газета "Коммерсант".
Подобное развитие событий вокруг Ходорковского и Лебедева ожидалось с 2005 года, когда суд вынес им "всего лишь" 8 лет тюрьмы. "Я тогда сразу понял, что Генпрокуратура предъявит им новые обвинения, – сказал газете "Новые известия" лидер движения "За права человека" Лев Пономарев. – Некоторые люди не хотят допустить условно-досрочного освобождения Ходорковского и Лебедева в этом году. Тем более что взыскания, сделанные Ходорковскому в колонии, успешно оспариваются в судах".
Накануне Генпрокуратура России предъявила экс-главе компании ЮКОС Михаилу Ходорковскому и главе группы МЕНАТЕП Платону Лебедеву новое обвинение - в легализации денежных средств.
- США обвинили РФ в беззаконии по новым обвинениям в деле ЮКОСа
Ходорковскому вменяется хищение порядка 23-25 млрд долларов (к примеру, состояние Абрамовича - 18 млрд долларов). Ходорковский своей вины не признал.
"Все это безумие. Эти миллиарды долларов, которые ему предъявляют, - это даже не абсурд, а безумие", - заявила адвокат Ходорковского Карина Москаленко. Адвокат Юрий Шмидт считает, что "обвинения назвать словом "абсурд" невозможно: слишком мягко. Обвинение бредовое просто потому, что украсть такую сумму невозможно никому, нигде и никогда. Это больше выручки компании".
Ходорковский готов опровергнуть все выдвинутые против него обвинения "от первого до последнего слова", заявил адвокат Юрий Шмидт. По его словам, Ходорковский хочет дать показания, но только при условии, что прекратятся нарушения его прав. "В частности, если его переведут в Москву".
В Генпрокуратуре РФ не скрывают намерения добиться в суде для осужденных Ходорковского и Лебедева по новым обвинениям не меньшего нового срока заключения, чем прежний восьмилетний.
Схемой налоговой оптимизации ЮКОСа пользовалась и государственная "Роснефть"
Адвокат Павел Ивлев, ранее представлявший интересы ЮКОСа, сообщил, что схему налоговой оптимизации, идентичную той, за которую Генпрокуратура преследует акционеров и топ-менеджеров ЮКОСа, в том числе и самого Ивлева (он объявлен в международный розыск), использовали и другие компании. В частности, "Роснефть". Так, согласно консолидированному отчету "Роснефти" за первый квартал 2006 года и аналогичному отчету ОАО "Юганскнефтегаз" (ЮНГ) за 2005 год, "Роснефть" и ее дочернее предприятие ООО "РН-Трейд" в 2005 году покупали нефть у ЮНГ по 3,7 тысячи рублей за тонну, а перепродавали ее за 5,8 тысяч рублей за тонну.
Таким образом, "Роснефть" заработала на перепродаже каждой тонны, произведенной ЮНГ, более 2 тысяч рублей, то есть в совокупности за год около 100 млрд рублей. При этом прибыль до уплаты налогов самого ЮНГ составила 36,3 млрд рублей. Следует отметить, что "Роснефть" на тот момент владела лишь около 77% уставного капитала ЮНГ, остаток по-прежнему принадлежал ЮКОСу. Таким образом, если бы следователь Каримов взялся за "Роснефть", то он бы, как и в отношении ЮКОСа, признал, что фактически "Роснефть" изымала большую часть прибыли ЮНГ, нанося тем самым ущерб ЮКОСу как миноритарному акционеру.