Художественный руководитель балета Большого театра Сергей Филин, которому в лицо плеснули кислотой, не признал в Юрии Заруцком исполнителя нападения. На допросе в Мещанском суде Москвы Филин заявил, что ему не знакомы проходящие по делу Заруцкий и Андрей Липатов, передает "Интерфакс".
Филина провели в суд через черный вход, поэтому ожидающие на улице многочисленные представители СМИ не смогли взять у него комментарий. Допрос Филина будет длиться, предположительно, два дня - 6 и 7 ноября.
Отвечая на вопрос судьи о том, видел ли он подсудимых, Филин заявил, что знает только танцора Павла Дмитриченко. "Дмитриченко мне знаком, двух других не знаю", - сказал худрук в суде. Защите Андрея Липатова, который, по версии следствия, подвез Заруцкого к месту нападения, Филин ответил, что не знает этого человека.
Как сообщает РАПСИ, Филин попросил приобщить к делу гражданский иск о нанесенном ущербе. Он требует взыскать 508 тысяч рублей в счет компенсации материального вреда, а также три миллиона в качестве компенсации морального.
Также Филин рассказал о своих отношениях с артистом Павлом Дмитриченко, который считается организатором нападения на Филина. Худрук отметил, что не давал поводов танцору Павлу Дмитриченко желать расправы с ним.
"За годы, что я проработал в Большом театре, многие получили повышение. Павел был повышен до первого артиста, а после этого до ведущего", - сказал он, добавив, что Дмитриченко был хорошим артистом. "Павел странно возмущался моей критикой, он довольно вспыльчивый и эмоциональный. Но через несколько дней после одного из конфликтов он принес письменные извинения", - напомнил Филин.
Он сказал, что после той записки ему казалось, что конфликт исчерпан. "Но нет. Скажу, что любую ситуацию Павел оборачивал против меня и делал все, чтобы оклеветать меня", - считает Филин. По его словам, Дмитриченко постоянно искал и даже организовывал компромат на него.
На вопрос об угрозах от Дмитриченко Филин туманно ответил: "Павел косвенно всегда пытался мне угрожать. Он был информирован о чем-то таком, о чем не был информирован даже я. Он позволял себе то, что не позволяли другие".
"То, что с вами произошло, я об этом не знал. Я извинюсь перед вами. Моральную ответственность с себя я не снимаю", - сказал в свою очередь Филину Дмитриченко.
Филин отверг обвинения в интимных связях с артистками
Рассказывая про то, как Дмитриченко относился к успеху других артистов, Филин вспомнил: "Отзывался как: этот танцует, потому что он ж*****з, а этот, потому что тебе нравится".
Балетмейстер также высказался насчет обвинений в интимных связях с артистками труппы. По словам Филина, разговоры об артистках, которые танцуют якобы благодаря связи с ним, глубоко оскорбляют их честь. "Это оскорбление не в мой адрес, а тех балерин и людей, которые якобы имели со мной связь. Почему якобы? Потому что это ложь", - заявил он.
Он рассказал про Ольгу Смирнову. "То, что она имеет оглушительный успех - заслуга не Филина и интимной связи с ним", - отметил Филин. В качестве аргумента Филин вспомнил о своей жене. "Моя супруга имеет со мной интимную связь более десяти лет, но она не стала такой звездой, - сказал он. - Имея возможность, я не сделал ее звездой. Она как танцевала в кордебалете, так и танцует".
Однако Дмитриченко, который взял слово после Филина, заявил, что интимные связи с некоторыми солистками доказываются в материалах дела. Защита Филина парировала обвинение, объяснив, что сказано это было не на допросе: "И что? Мало ли кто и что говорит".
Дмитриченко расспросил Филина о конфликтах внутри коллектива и претензиях балетмейстера к его деятельности. Обсуждая на судебном заседании локальные конфликты между артистами в Большом театре, Дмитриченко упомянул скандал Филина с начальником канцелярии Вероникой Санадзе из-за самовольной замены Николая Цискаридзе на репетиции "Жизель" на другого артиста. Санадзе после этого уволилась. Филин ответил, что это была очередная провокация со стороны Дмитриченко, и даже специально сказал женским голосом то, что говорила ему Санадзе. Из зала суда донеслось: "Артист!" Филин также отметил, что позже он с ней объяснился.
Нападение на Филина: "Мое зрение сразу стало пропадать. Подобной боли я раньше не чувствовал"
Также Филин вспомнил январское нападение. "После спектакля в МХТ мы сначала вернулись в Большой, чтобы потом я отвез ее домой", - рассказал Филин.
Филин не захотел подробно рассказывать, как он ползал по чистому снегу и терпел боль. "Но в итоге получается весьма обстоятельно", - заметил корреспондент РАПСИ. Худрук пояснил, что задержался у дверей дома, и рассказал про человека, лицо которого он не запомнил. "Я убрал телефонную трубку, подошел к калитке. Раздался звук сзади, человек не был одет как житель Москвы, был похож то ли на рабочего, то ли на спортсмена. Он что-то суетно делал. Я подумал, что он хочет справить нужду", - сказал Филин.
"Когда калитка во второй раз не открылась, я почуял неладное. Я повернулся, увидел этого человека, видны были только глаза, и сразу почувствовал неладное, а после - жидкость. Мое зрение сразу стало пропадать. Подобной боли я раньше не чувствовал".
Он также вспомнил слова, которые ему сказал нападавший. На соответствующий вопрос прокурора Филин процитировал: "Тебе привет".
"Это ужас, о котором я больше не хотел бы говорить. Но я хочу сказать, что никого не прощаю за то, что произошло. Никого", - особенно подчеркнул Филин.
Нападение на Филина было совершено 17 января. Артисту, который возвращался домой, плеснули в лицо жидкостью, содержащей кислоту. Он получил химический ожог и за прошедшее время перенес 23 операции на глаза, в том числе за границей. Филин посетил театр в начале нового балетного сезона, но сам по-прежнему находится на больничном.
По версии следствия, инициатором нападения был Дмитриченко, якобы недовольный распределением ролей и денежных выплат в театре. Вечером 17 января он предупредил по телефону Заруцкого о том, что Филин вышел с работы, и тот подкараулил его у дома. Липатов был водителем злоумышленника, считают следователи.