Военная коллегия Верховного суда в понедельник огласит решение по жалобе полковника Юрия Буданова на вынесенный ему приговор. 2 октября защита и представители гособвинения высказали свои позиции по делу.
Адвокаты осужденного Павел Астахов и Алексей Дулимов обратились к вышестоящей инстанции с просьбой отменить приговор Северокавказского окружного военного суда, который 25 июля 2003 года признал Буданова виновным в убийстве чеченки Эльзы Кунгаевой и приговорил его к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Защитники заявили, что не согласны с выводами экспертов о вменяемости подсудимого. Адвокаты просили Верховный суд освободить своего подзащитного от уголовной ответственности на основании выводов предыдущих психолого-психологических экспертиз, признавших комполка невменяемым, сообщает РИА "Новости".
В кассационной жалобе, поданной в Верховный суд, адвокаты Буданова утверждали, что "суд вышел за пределы своих полномочий, придя к выводу, что убийство Кунгаевой полковник совершил из чувства мести".
Адвокаты просили оправдать Буданова по статье "похищение человека" и переквалифицировать действия их подзащитного со статьи "убийство, сопряженное с похищением" на "убийство" без похищения. Они также возражали против лишения Буданова офицерского звания и государственной награды - Ордена Мужества.
По мнению Павла Астахова, заключение экспертов-психиатров о вменяемости Буданова является незаконным.
"Участвовавший в проведении экспертизы специалист-психиатр Анатолий Алехин не получил специального высшего образования в области психологии, что противоречит закону. Однако именно он давал заключение о психологическом состоянии Буданова в момент совершения им преступления", - заявил адвокат.
Кроме того, по словам Астахова, второй эксперт-психиатр, проводивший психолого-психиатрическую экспертизу Буданова, Юрий Логинов был знаком с женой подсудимого Светланой и консультировал ее на частной основе. Защитник зачитал заявление Будановой, которая утверждала, что эксперт также скрыл факт своего близкого знакомства с председательствовавшим на последнем процессе судьей Владимиром Букреевым.
Однако гособвинители Александр Дербенев и Виктор Расторгуев опровергли позицию защиты. "Защита имела право в ходе судебного процесса в полном объеме проводить допросы экспертов, но тогда она не поднимала вопросы, которые затрагивает сейчас", - отметил Расторгуев. Прокурор также добавил, что ранее компетенция эксперта Алехина не вызывала у защиты сомнений. Представители прокуратуры выразили сомнение, что показания Светланы Будановой и других свидетелей были получены защитой в соответствии с Уголовно-процессуальным законом.
По мнению Дербенева, суд правильно квалифицировал действия подсудимого по статьям "похищение человека", "убийство" и "превышение должностных полномочий". Обращаясь к членам судебной коллегии, прокурор отметил, что гособвинение ни в коем случае не борется за количество обвинительных приговоров. "Важно, чтобы действия Буданова получили надлежащую оценку", - подчеркнул Дербенев.
25 июля 2003 года Северокавказский окружной военный суд признал бывшего командира 160-го танкового полка полковника Юрия Буданова виновным в убийстве 18-летней Эльзы Кунгаевой в ночь на 27 марта 2000 года. Кроме того, суд установил, что тогда же Буданов избил своего подчиненного - старшего лейтенанта Багреева и приказал посадить его в силосную яму.
31 декабря 2000 года Буданов уже был судим Северокавказским окружным военным судом. Однако тогда суд освободил Буданова от уголовной ответственности и направил его на принудительное лечение в связи с тем, что по результатам судебно-медицинской экспертизы полковник был признан невменяемым. 28 февраля 2003 года Военная коллегия Верховного суда по протесту Главной военной прокуратуры и жалобе родных погибшей девушки отменила постановление о направлении Буданова на принудительное лечение. При повторном рассмотрении дела эксперты пришли к выводу, что Буданов осознавал степень общественной опасности и характер своих действий в момент совершения преступления.
Сначала осужденный не обжаловал вынесенный ему 25 июля приговор - за него это сделал защитник Алексей Дулимов. Однако затем Буданов восстановил через Северокавказский окружной военный суд сроки обжалования вердикта.