В городе Приаргунске Читинской области только в минувший вторник было выполнено распоряжение федеральных властей об усилении охраны школ. Но этому способствовала не трагедия в Беслане, а инцидент, произошедший в одной из школ 24 сентября. В тот день в среднюю школу N3 ворвались 25 разъяренных дагестанцев. Они перевернули вверх дном один из классов, напугали детей и избили четверых мальчиков. Дети решили, что школа захвачена террористами. Не меньшее изумление испытали жители Приаргунска, узнав, что после непродолжительной беседы в местном отделении милиции все участники нападения были отпущены домой, сообщает ГАЗЕТА GZT.ru.
По данным издания, в полдень 24 сентября во время урока истории в кабинет, где занимался 11-й класс, ворвались 25 дагестанцев, проживающих в поселке. Растолкав школьников, крепкие мужчины средних лет опрокинули парты, разогнали по углам детей, после чего стали методично избивать четырех русских подростков. Стулья и парты были изломаны, со стены сорвана классная доска.
"Не можете навести порядок? Мы наведем его сами!" - кричали дагестанцы. Двадцать учеников и учениц испуганно столпились вокруг учительницы Елены Акушевой, в ужасе наблюдая за тем, что происходит. "Папа! Нас захватили!" - бросилась звонить отцу по мобильному телефону одна из школьниц, уверенная, что это теракт.
Завуч вызвала милицию. Позже выяснилось, что за час до этого в школьном дворе произошла драка. Трое молодых дагестанцев пришли в школьный двор, чтобы разобраться с одиннадцатиклассником Сашей Федориным, который накануне задел в школьном коридоре шестиклассника-дагестанца. Тот пожаловался брату и его друзьям, они пришли во время перемены.
Драка завязалась очень быстро. Саша был с тремя друзьями, поэтому получилось, что дрались четверо против троих. Не сумев одолеть четверых подростков, дагестанцы побежали на местный рынок, где работают их родственники. Вскоре оттуда в сторону школы двинулась разъяренная толпа.
Милиционеры приехали через десять минут. Они вошли в класс в тот момент, когда четверо подростков уже были избиты и лежали на полу, а дагестанцы собирались уходить, пишет GZT.ru.
"Поразило их отношение: спокойствие, будто бы рядовая драка, будто бы и не дети пострадали", - вспоминает преподаватель истории Елена Акушева. Всех дагестанцев, участвовавших в погроме, доставили в райотдел милиции, но через несколько часов отпустили.
Выходцы из Дагестана живут в Приаргунске уже более десяти лет. Из них 24 имеют постоянную регистрацию, десятки остальных - временную, прописываясь у местных жителей, готовых за несколько тысяч рублей зарегистрировать кого угодно. Большинство дагестанцев торгует на приаргунском рынке. Все это время дагестанцам и русским, как, впрочем, и представителям других национальностей, удавалось мирно сосуществовать.
"В нашей школе более тысячи учащихся, среди которых дети 20 национальностей - и киргизы, и буряты, и монголы, и дагестанцы. Но никогда между ними и местными ребятами не было никаких трений", - заявила газете директор школы Лариса Баженова. Однако после событий 24 сентября ситуация изменилась.
Случившееся вызвало у приаргунцев крайнее возмущение. На следующий день после конфликта в школе состоялось родительское собрание. Родители требовали от правоохранительных органов провести доскональное расследование и отказывались отпускать детей в школу, если в ней не будет организована охрана. Звучали и радикальные предложения, например выселить из Приаргунска всех дагестанцев.
Через четыре дня подобные высказывания были отмечены и на стихийно прошедшем митинге: на центральной площади около двухсот приаргунцев требовали от властей навести порядок. Сознавая, что бездействие правоохранительных органов в отношении нападавших может быть неправильно истолковано, прокуратура района возбудила уголовные дела по статье "Хулиганство" и 28 сентября под стражу были взяты двое уроженцев Дагестана, обвиненных в организации погрома.
Чтобы разобраться в происшедшем, в Приаргунск была направлена группа сотрудников УВД Читинской области. Проработав в городе около недели, милиционеры не только не установили в отношении выходцев с Кавказа ничего криминального, но и дали понять, что в происшедшем в немалой степени виноваты и местные жители. Более того, УВД сначала пыталось представить конфликт как обычную драку между школьниками - по крайней мере, так заявил в интервью областному телевидению пресс-секретарь читинского УВД.
Потерпев фиаско в попытке умолчать о происшествии, правоохранительные органы заявили, что все виновные будут наказаны согласно закону, для чего в Чите уже создана комиссия во главе с полковником милиции Александром Сажиным. Но на все попытки выяснить подробности этого дела следователи неизменно отвечают: "Ведется следствие". Приаргунцам остается лишь догадываться, к чему оно приведет, отмечает издание.
Между тем жизнь в Приаргунске вернулась в обычное русло. Уже не раздаются националистические лозунги, дети ходят в школу, взрослые - на рынок. А возмущение жителей поселка поступком дагестанцев сменилось недоумением - люди не понимают, как такое вообще могло произойти. Когда по всей стране идут антитеррористические мероприятия, усиливается охрана детских учреждений, приаргунские школьники оказались в заложниках разъяренной толпы дагестанцев. Правда, с 4 октября при входе в приаргунскую школу N3 круглосуточно дежурят два сотрудника милиции.
Межэтническими конфликтами в России теперь должно заниматься учрежденное президентским указом 13 сентября этого года Министерство регионального развития. Оно было создано вместо упраздненного в октябре 2001 года Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики. Главой ведомства назначен Владимир Яковлев, сообщает GZT.ru.
В аппарате министра отказались прокомментировать конфликт в Читинской области, мотивируя это тем, что в штат нового министерства пока входит "только сам Яковлев, а он целый день занят на совещании".
Как выяснила ГАЗЕТА, 28 сентября кабинет министров издал постановление, по которому штат министерства установлен в 240 единиц (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий), а квартальный фонд оплаты труда сотрудников составит 16,7 миллиона рублей.
Предполагается, что у нового министра будет два заместителя, а само министерство разделится на семь департаментов. Министерство регионального развития должно к 12 октября разработать положение о собственной деятельности и внести его на рассмотрение в правительство.