Россия предлагает создать единое европейское пространство по борьбе с терроризмом. Выступая в среду с докладом с трибуны ПАСЕ, глава российской делегации Константин Косачев призвал страны-члены Совета Европы подписать европейскую антитеррористическую конвенцию.
Глава российской делегации потребовал ведения более активной работы по противодействию терроризму, включая защиту свидетелей по антитеррористическим делам, а также "раскаивающихся пособников террористов". Косачев отметил особую важность формирования на базе Совета Европы базы данных по терроризму.
Возвращаясь к проблеме подписания европейской антитеррористической конвенции, Константин Косачев предположил, что она может быть открыта для подписания и странами, не являющимися членами Совета Европы.
Перед выступлением главы российской делегации по предложению фракции социалистов было поставлено на голосование предложение об отправке проекта резолюции по терроризму, предложенной Россией, на доработку в соответствующий комитет. Данное предложение было отвергнуто голосованием, сообщает РИА "Новости".
Парламентской ассамблее Совета Европы, всему европейскому сообществу необходимо "найти грань между действенностью отпора терроризму и сохранением основ демократической цивилизации", заявил Косачев. Он напомнил, что ПАСЕ в этом году уже второй раз обсуждает проблему борьбы с терроризмом.
"Сегодня наш общий враг предлагает нам сделать выбор - выбор между безопасностью и демократией, выбор между жизнью человека и его свободой. Причем, уже сама постановка такой альтернативы несет в себе большую опасность, поскольку слишком велик соблазн пойти на сворачивание демократических достижений, чтобы найти, казалось бы, самую короткую дорогу к обеспечению безопасности граждан", - заявил докладчик.
Он отметил, что "именно в этом и состоит одна из целей террористов - пользуясь страхами населения, вынудить государство стать инициатором "раздемократизации". Косачев подчеркнул, что сегодня "сами права человека становятся инструментом для достижения экстремистами своих целей". "Опираясь на свободу распространения информации, экстремисты превращают СМИ в невольных участников кампании по запугиванию населения и шантажу целых государств", - подчеркнул российский парламентарий.
Косачев отметил, что люди, привыкшие жить в стабильных условиях целого ряда стран Европы, не всегда готовы в полной мере осознать грозящую опасность, и таким людям труднее пойти на ограничение прав и свобод человека, причем, сделать это "самостоятельно и осознанно, а не по принуждению государства".
Тем не менее, отметил докладчик, "жителям большого европейского дома предстоит найти адекватный ответ терроризму". Он напомнил, что Европейская конвенция по правам человека "допускает отступления от обязательства Конвенции в случаях чрезвычайного положения в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств".
Вместе с тем Косачев подчеркнул, что российская делегация "не призывает выбирать между демократией и безопасностью, ибо сам этот выбор порочен по своей сути". "Но мы можем в экстремальных условиях выбирать между комфортом и жизнью: повышенная ответственность СМИ за каждое высказанное слово, дополнительные проверки в аэропортах и на стадионах, охрана и контроль доступа в школы или больницы, и так далее, - все это, конечно, неудобства и нарушения, в какой-то степени, прав людей", - заявил докладчик.
Говоря о рекомендациях, внесенных российской делегацией, он отметил, что необходимо "активизировать работу по созданию единого европейского правового пространства в сфере борьбы с терроризмом", но необходимо также активизировать работу по выработке всеобъемлющей общеевропейской антитеррористической конвенции и добиться того, чтобы в самые кратчайшие сроки вступил в силу Протокол к Европейской конвенции по подавлению терроризма от 2003 года.
Он также отметил важность отказа от политики "двойных стандартов" и оправдания экстремизма, сообщает "Интерфакс". "Настало время отказаться от политизации правонарушений, связанных с терроризмом, и в этих целях прекратить применение так называемых "политических оговорок", служащих оправданием для отказа в экстрадиции", - подчеркнул российский докладчик.