На данный момент в России в розыске находится 215 тысяч стволов огнестрельного оружия. Об этом в конце минувшей недели заявили представители Департамента уголовного розыска (ДепУР) МВД России. При этом, по данным МВД, в 1991 году в единой учетной базе на территории СССР числилась только 951 единица оружия. Единственным способом сократить огромный нелегальный оборот оружия и число совершенных при помощи этих пистолетов и автоматов преступлений специалисты считают разработку нового закона, по которому любой человек сможет приобрести себе оружие для самозащиты, пишут "Новые известия".
Как отмечает издание, основным источником поступления оружия в криминальную среду были государственные военизированные организации и прежде всего Минобороны. Наиболее крупные хищения относятся к 1990-м годам, когда после распада СССР был утрачен контроль над зонами локальных конфликтов. В результате львиная доля потерянных стволов оказалась на Северном Кавказе, где, по мнению экспертов, находится до сих пор.
- За 8 месяцев 2008 года было украдено более 7 тысяч стволов
- Эксперты предлагают легализовать торговлю оружием "как в Европе", а там уже думают об обратном
"Только в период первой чеченской войны на Северный Кавказ попало около 100 тысяч единиц огнестрельного оружия", – рассказал НИ эксперт Центра военного прогнозирования, член Общественного совета при Минобороны, кандидат военных наук Анатолий Цыганок. – Во время второго витка военных действий в Чечне туда попало еще около 50 тысяч стволов".
"Арсенал чеченских боевиков пополнялся с каждым захватом российских пленных", – подтвердил НИ помощник главнокомандующего внутренних войск России по работе со СМИ Василий Панченков. – Российские же криминальные структуры, напротив, запасались чеченскими автоматами "Борз" и автоматами Калашникова израильской, китайской и турецкой сборки".
Еще один источник поступления оружия на теневой рынок назвал представитель МВД России Сергей Федькин. По его словам, "этим летом в ходе совместной операции милиции и ФСБ в Тульской области были задержаны члены официально зарегистрированной патриотической организации, которые продавали оружие, найденное во время поисков останков советских солдат в местах ожесточенных боев Великой Отечественной войны".
За 8 месяцев 2008 года было украдено более 7 тысяч стволов
Несмотря ни на что, органы исполнительной власти считают, что принятые ими в последние годы меры для сохранности армейских арсеналов принесли результат. "За восемь месяцев этого года на объектах Минобороны, где на вооружении стоят миллионы стволов, утрачено или похищено всего 77 единиц", - сообщил представитель МВД России Сергей Федькин.
В то же время статистика не позволяет пока говорить о скором сокращении нелегального оборота оружия в России.
В частности, за полувековой период существования Единого учета похищенного и утраченного оружия (введен в СССР в 1947 году) было найдено 155 тысяч единиц, в то время как только за восемь месяцев 2008 года украли более 7 тысяч стволов, а было обнаружено – чуть более 13 тысяч. Такими темпами для полного исчезновения нелегального рынка в России потребуются еще долгие годы, констатируют военные эксперты. "Я думаю, что "дельцы в форме" все еще занимают теплые места на таможне", – заявил помощник главнокомандующего внутренних войск России по работе со СМИ Василий Панченков.
Эксперты предлагают легализовать торговлю оружием "как в Европе", а там уже думают об обратном
Некоторые эксперты убеждены, что единственный способ сократить подпольный оборот огнестрельного оружия – это принять закон, разрешающий покупать его обычным людям. "В Сибири и на Дальнем Востоке в каждом селении минимум два-три ствола. Охотники очень серьезно относятся к своим ружьям. Вся ответственность за использование легального оружия ложится на плечи его владельца", - уверен эксперт Центра военного прогнозирования, член Общественного совета при Минобороны Анатолий Цыганок.
"Преступнику в нашей стране несложно достать огнестрельное оружие, а обычные люди не могут себя защитить. Поэтому необходимо разрешить им приобретать оружие легально", - считает директор Института военно-политического анализа Александр Шаравин.
Статистика свидетельствует, что в странах, где людям было разрешено использовать оружие в целях самозащиты, число тяжких преступлений сократилось на 50–60% (Болгария, Германия, Латвия и Литва). В Эстонии после легализации пистолетов уличная преступность упала почти на 80%. После этого штат эстонской полиции был сокращен вдвое.
Наиболее вооруженной среди европейских стран считается Швейцария. Там не только разрешено владение оружием и его свободное ношение, но даже приветствуется его приобретение. На руках швейцарцев сегодня около 2 миллионов единиц огнестрельного оружия. Вместе с тем уровень преступлений с его использованием настолько незначителен, что полиция даже не ведет их статистику.
В то же время там, где были приняты жесткие ограничения на ношение огнестрельного оружия, количество тяжких преступлений увеличивалось в 2 раза. Такой эффект, в частности, был отмечен в Австралии, Великобритании, Ирландии и Канаде.
В то же время, в некоторых странах начинают возникать противоположные мнения относительно свободного приобретения оружия гражданами. Так, вопрос о возможном изменении законодательства уже не в первый раз встает в Финляндии, где согласно опросам пистолетом владеют согласно опросам, 56 финнов из 100. Поводом для споров служат кровавые инциденты в финских школах. Совсем недавно в колледже городка Каухайоки на северо-западе страны были убиты девять человек. Огонь открыл учащийся местного колледжа, который затем попытался покончить жизнь самоубийством. Сообщалось, что этот инцидент в учебном заведении страны стал уже третьим за последние 20 лет. Также в 2007 году подросток, получивший легальное разрешение на пистолет 22-го калибра, расстрелял 8 человек. Убийца застрелился.
Незадолго до нападения подростки выкладывали в интернет свои "манифесты", публикуя их на сайте YouTube.