Владелец контрольного пакета акций Group MENATEP Леонид Невзлин в журналу "Власть" рассказал о своем видении политической ситуации в России
Архив NEWSru.com

Владелец контрольного пакета акций Group MENATEP Леонид Невзлин в журналу "Власть" рассказал о своем видении политической ситуации в России. Он заявил о своей готовности оказать поддержку новой оппозиции, в том числе и Михаилу Касьянову, и обвинил Григория Явлинского и Анатолия Чубайса в развале правой демократической оппозиции.

"Оппозиции нет, во всяком случае, такой, которая была бы готова потенциально быть на стороне в том числе людей богатых, так скажем. Та оппозиция, которая существует, это скорее левая оппозиция. А справа либеральной, демократической оппозиции нет и никогда не было. Смею отметить (все забыли, да?), что эта так называемая оппозиция существовала на самом деле при Ельцине в качестве оппозиции всему, кроме власти. Как бы прокремлевская оппозиция. Должна ли она была перестроиться и стать реальной? Ну, если бы мозгов хватило, должны были уже в 2000 году", - считает Невзлин.

Как отметил Невзлин, для него очевиден потенциал Гарри Каспарова и Владимира Рыжкова как новых демократических лидеров, но "все зависит от них самих". По словам Невзлина "Хакамада это человек, которого я поддерживал и буду всегда поддерживать. Не важно содержательно или материально, как договоримся. Потому что Ирина во время последней парламентской кампании вместе с Немцовым, Ходорковским и вашим покорным слугой настойчиво требовала от СПС и "Яблока" объединения с целью прохождения в Думу единым списком".

Невзлин призвал не иметь дела с руководителями "Яблока" и СПС

"Случилось то, что случилось, потому что в первую очередь Явлинский, во вторую Чубайс это все развалили. Ответственность этих людей, взявшихся символизировать собой демократию, самая большая. Это важно точно понимать, в том числе для будущего. Это относится и к Чубайсу, который сегодня "прижимается" к Путину. И это относится в полной мере к Явлинскому. Для многих он был символом демократической оппозиции. Наше сотрудничество во время последней думской кампании показало, что он таковым не является. По ряду причин. Первое: между ним и Чубайсом все время шла драка за место в оппозиции, но решение вопроса оставалось за Кремлем. И какая же это оппозиция, если ее назначают в Кремле? Попросту говоря, один большой оперативник наверное, самый большой оперативник в нашей стране во время предвыборной кампании напрямую общался с Григорием Явлинским, оказывая ему как бы всяческую поддержку и как бы гарантируя проход в Думу по признаку совместной нелюбви к Чубайсу и СПС в целом ", - сказал Невзлин, добавив, что знает об этом достоверно.

Отвечая на вопрос "Власти", почему он все равно продолжал помогать Явлинскому, Невзлин сказал: "Мы работали на объединение, а он его не отрицал. Обманул, как обычно. Когда я говорю "как обычно", то имею в виду опыт предыдущих финансистов Явлинского. Они предупреждали меня: "Сейчас начнешь, потом он кинет". Вроде все объективно говорило в пользу нашего сотрудничества, да? Самая независимая, самая прозрачная компания и самый демократический оппозиционер идут вместе. И цели кажутся понятными: по отдельности можно и не пройти. И рычаги для объединения есть, поскольку мы практически единственные материально обеспечивали Явлинского и наряду с другими СПС. Явлинский делал все, чтобы этого объединения не произошло, уповая на свои договоренности с Путиным. Почему мы продолжали с ним? Кампания краткосрочная, мы взяли на себя обязательства и организационные, и материальные. Мы их выполнили."

По словам Невзлина, вера в объединение была сильна, но Явлинский поверил в обещания Кремля. "Верили в объединение. И были правы! Теперь-то понятно, что объединенный блок проходил. И список мог быть хорошим. Рассчитывали, что оппозиционный дух Явлинского и здравый смысл возобладают над верой в обещания, которые давал ему Кремль. Я не случайно так подробно об этом говорю, хотя о политических трупах, наверное, лучше или ничего, или хорошо. Не могу позволить себе такую роскошь. Я предостерегаю всех, кто верит в либеральные ценности и демократию, от того, чтобы иметь дело с руководителями "Яблока" и СПС. Потому что если вы завяжетесь с ними какими-то обязательствами, то в первую очередь Явлинский использует это в двух целях. Например, стать единым кандидатом на выборах 2008 года и дальше торговаться с Кремлем. Второе: стать существенным игроком для Кремля и партии власти и на этом заработать себе дивиденды. Короче, отряхните этот прах со своих сандалий он вам не нужен, если вы хотите политической баталии и у вас честная позиция", - призвал владелец Group MENATEP.

"Контуры демократической оппозиции появились", - считает Невзлин

"Контуры демократической оппозиции появились, и я обращаюсь к этим людям. Ну, кого-то я назвал: Рыжков и Каспаров, та же Ира Хакамада. Есть еще, например, молодое "Яблоко", очень перспективный Яшин насколько я могу судить, глядя отсюда. Но если каждый свой шаг они будут согласовывать со старым "Яблоком", то скоро станут никому не нужны, даже себе. Я сейчас говорю о том спектре оппозиции, который мне близок. О правом", - заявил Невзлин.

Он добавил, что не станет сотрудничать с оппозицией, если в ее рядах появятся "старые силы", пишет издание. "Те скромные средства, которые в результате этого всего ограбления у меня остались, будут мной поделены между необходимостью поддержания юридического процесса в нероссийских юрисдикциях в интересах группы и необходимостью, уж извините, иметь некоторое личное потребление. А все остальное я готов делить с реальной оппозицией, никаких проблем", - уточнил Невзлин.

Невзлин выразил готовность оказать помощь экс-премьеру Михаилу Касьянову в случае его участия в президентских выборах. По мнению Невзлина, Касьянов был не так уж резок в оценке нынешней ситуации в России. "Иногда он выступал и более резко. Например, когда, все еще будучи в должности премьера, заступался за ЮКОС и Ходорковского. И не секрет (у меня такое же впечатление), что за это и был снят с должности. Иных объективных предпосылок к тому не было. Касьянов был, без сомнения, лучшим премьером в перестроечные времена", - убежден Невзлин. "Я считаю, что попытки сегодня объединить оппозицию под одного человека обречены на провал. Оппозиций может быть сколько угодно, в том числе и в либеральном спектре. Пусть каждый идет своим путем. Объединение и слияние нужны только для конкретных выборов. Для этого должны еще быть конкретные выборы: 2007 год - в Думу, 2008-й - президента. Если их не будет, что тоже реальный сценарий, то объединение может произойти на базе жесткого противостояния власти. Тогда это другой сценарий, сценарий уличного типа. Он тоже возможен", - полагает Невзлин.

Отвечая на вопрос, сможет ли Касьянов стать российским Ющенко, Невзлин сказал: "Предположим, свободные выборы в России в ближайшее время. Путин уходит, называет преемника. И вот выходят на выборы преемник, Касьянов, Селезнев (вот, например, появился тоже), вечный Жириновский, еще кто угодно. Да, Касьянов, конечно. Другой фигуры такого масштаба на сегодня нет. Да, он выходец из номенклатуры. Но этот человек освободился от многого, судя по тому, что он говорит. Он человек свободный и перспективный. Я думаю, что он настолько самоопределяющаяся фигура во многих отношениях, что будет сам решать свою судьбу. И если ему понадобится какая-то помощь, то конечно, всегда. Понятно, что любой человек, который пострадал по делу ЮКОСа, ему предельно благодарен. И я в том числе".

"У меня нет выхода. Не я ввязался в драку, это они начали драку. Она уже идет. Я применяю защиту, более или менее адекватную нападению. Сложно, потому что против меня государственная машина, а за моей спиной такой машины нет. Использовать западную демократию как средство защиты на Западе да, но тут мы опять вернемся к вопросу о нашей оппозиции. Если в стране нет демократической оппозиции, то рассчитывать на то, что придет дядя Сэм и все за нас решит, не приходится. Нет оснований у дяди Сэма, если в стране некого поддержать и не с кем вести диалог. Появится, тогда будет говорить. И Касьянов, и Каспаров, и Рыжков это серьезные заявки на будущее. Это внятные, вменяемые, либерально мыслящие люди", - добавил Невзлин.

"Мы с Мишей (Ходорковским) не виделись полтора года. Я не знаю точно его позицию, у меня могут быть только ощущения. Я говорю только за себя, действую от своего имени и в своих интересах. Стараюсь не вредить, но отвечать за это нельзя. Я плохо понимаю психологию силовиков-грабителей, поэтому мне трудно представить, что они себе думают и думают ли вообще. Может быть, в их системе координат ему сейчас вредит сам факт моего существования. Я отказываюсь от 99% интервью, о которых меня просят. Но вы заговорили об оппозиции, и тут у меня лично совершенно открытая, публичная позиция, и я не считаю нужным ее скрывать. Если я захочу вложить во что-то деньги, я вложу. Если ко мне придет за деньгами кто-то из старых, я пошлю. Думаю, уже примерно понятно куда в Кремль, где они и должны кормиться. Если придут свежие и попросят меня о помощи и я им поверю, будем договариваться", - заключил Невзлин в своем интервью.

Говоря о ситуации вокруг ЮКОСа, Леонид Невзлин заявил, что будет в судебном порядке преследовать не абстрактно государство, а конкретных лиц: "Набор этих лиц оказался довольно небольшим и очень понятным. Сейчас этим занимаются адвокаты".

Невзлин отказался назвать этих людей поименно. "Я их предупреждать не буду, пусть их предупредят при пересечении границы вызовом в суд или арестом. К тому же мы не единственные, кого примерно тот же круг людей ограбил. Пришло время скоординировать усилия, и этот процесс уже начался. Я готов этим заняться шире. Если эти люди, пострадавшие от режима, готовы публично и в судах отстаивать свои интересы, это уже позиция. Или оппозиция, если хотите", - заключил он.