Введение госдепартаментом США санкций против российских госкомпаний "Рособоронэкспорт" и "Сухой" вызвано явным недовольством Вашингтона российской политикой, которая становится все более конфронтационной по отношению к Америке
www.rusarm.ru
 
 
 
Введение госдепартаментом США санкций против российских госкомпаний "Рособоронэкспорт" и "Сухой" вызвано явным недовольством Вашингтона российской политикой, которая становится все более конфронтационной по отношению к Америке
НТВ
 
 
 
Две российские госкомпании вряд ли можно обвинить в том, что они помогают Ирану разрабатывать ОМУ. По крайней мере, заключенный в конце июля "Рособоронэкспортом" с министерством обороны Ирана контракт на ремонт и модернизацию 30 фронтовых бомбардировщиков
Архив NEWSru.com

Введение госдепартаментом США санкций против российских госкомпаний "Рособоронэкспорт" и "Сухой" вызвано явным недовольством Вашингтона российской политикой, которая становится все более конфронтационной по отношению к Америке. Белый дом перешел от критики Москвы к ее наказанию - санкции фактически означают конец эпохи декларируемого до последнего времени стратегического партнерства между Россией и США, пишет "Коммерсант".

Формальным основанием для этого шага стало нарушение компаниями американского закона шестилетней давности "О нераспространении в отношении Ирана", который запрещает сотрудничество с этой страной в сфере распространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Отныне государственным корпорациям США в течение двух лет запрещается продавать "штрафникам" или закупать у них какие-либо товары, а частным американским фирмам - поставлять им продукцию военного или двойного назначения.

- Как ответит Россия
- Под какие ограничения попали "Рособоронэкспорт" и "Сухой"

Две российские госкомпании вряд ли можно обвинить в том, что они помогают Ирану разрабатывать ОМУ. По крайней мере, заключенный в конце июля "Рособоронэкспортом" с министерством обороны Ирана контракт на ремонт и модернизацию 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24 под такую статью явно не подпадает. Эти самолеты, поставленные Тегерану в начале 90-х годов, сложно отнести к средствам доставки ОМУ. Между тем именно этот контракт (на сумму 200 млн долларов), исполнителем которого является компания "Сухой", и стал, по мнению российских оборонщиков, предлогом для введения санкций против российских фирм.

В этой связи в кругах, близких к российскому ВПК, высказывается мнение, что на самом деле Россию наказали за недавний контракт на поставку Венесуэле 24 истребителей Су-30, которые должны заменить находящиеся пока на вооружении Каракаса американские истребители F-16. Россия заключила с Венесуэлой и другие масштабные контракты, например, на поставку в эту страну около 100 тысяч автоматов Калашникова и строительство в Венесуэле завода по их производству. Общая сумма всех сделок двух стран в военной области составила порядка 3 млрд долларов, что сделало Москву крупнейшим поставщиком вооружений Каракасу. Вашингтон неоднократно просил Москву отказаться от этих сделок, но просьба не была услышана.

Однако главная причина, побудившая США перейти от критики Москвы к ее наказанию, находится, скорее всего, куда глубже. Речь, похоже, идет не о раздражении США конкретным поступком России, а общим недовольством ее курсом, проводимым в последнее время, считает "Коммерсант".

Введенные госдепом меры - это не просто наказание каких-то российских компаний. Американские санкции против госкомпаний, каковыми являются "Рособоронэкспорт" и "Сухой", это косвенный удар США по российской государственной власти и выражение отношения к ее внешней политике.

История политической размолвки

Военные контракты с Венесуэлой - лишь один из фактов явного ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном, которое стало особенно очевидным после вильнюсской речи вице-президента США Дика Чейни в начале мая. Он резко раскритиковал политику Кремля, обозначив растущее раздражение администрации США внешнеполитическим курсом России, прежде всего ее позицией по Ирану и ближневосточным проблемам.

Москва вначале не старалась скрыть раздражения. Вице-президенту США резко ответил президент РФ, сравнив США с "волком из известной сказки, который все кушает и никого не слушает". Сочтя, что достойный ответ Вашингтону дан, Москва затем несколько смягчила тон, а в преддверии саммита G8 в Санкт-Петербурге вообще перешла на оптимистические ноты - ожидалось, что США дадут согласие на вступление России в ВТО.

Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Документ по ВТО на саммите в Санкт-Петербурге подписан не был. Это стало свидетельством того, что США и Россия не договорились именно по политическим вопросам. А провал российско-американского саммита означал не просто стагнацию в отношениях между двумя странами - началась их явная деградация.

Вскоре после саммита в Москву прибыл президент Венесуэлы Уго Чавес, не скупившийся на резкие антиамериканские высказывания в присутствии высокопоставленных российских политиков. Затем последовал контракт "Рособоронэкспорта" с Ираном на ремонт и модернизацию Су-24. Одновременно Россия все более настойчиво высказывала свою позицию по ливано-израильскому конфликту, явно не совпадающую с линией США.

Как ответит Россия

Говоря футбольным языком, американцы перевели мяч на российскую половину поля и теперь ждут реакции России. Субботнее заявление МИДа - это явно не последнее слово Москвы. Оно не позволяет сделать вывод о том, как отреагирует Кремль на американский выпад: попытается минимизировать ущерб в двусторонних отношениях и воздержится от ответных мер либо начнет откровенно мстить.

Помимо судьбы переговоров по Штокмановскому месторождению (контролируется "Газпромом", на разработку претендуют американские компании) лакмусовой бумажкой может стать и решение России по закупке "Аэрофлотом" 22 дальнемагистральных самолетов на сумму до 3 млрд долларов. Сначала компания склонялась в пользу покупки самолетов Boeing 787, однако в последнее время "Аэрофлот" стал благоволить европейским Airbus A350. Как рассказал накануне источник, знакомый с планами Boeing и "Аэрофлота", на этой неделе в Москве ожидали приезда президента Boeing Джеймса Макнирни или кого-то из его первых замов. Стороны должны были сделать заявление о принципиальном решении "Аэрофлота" приобрести в качестве дальнемагистрального самолета Boeing 787. Как сообщили в российской компании, окончательный выбор поставщика будет зависеть от "решения акционеров, которые должны будут учесть все факторы".

Не исключено, что одним из таких факторов, который главный акционер авиаперевозчика - российское государство - обязательно учтет, станут как раз американские санкции в отношении "Рособоронэкспорта" и "Сухого". Срыв сделки с Boeing будет означать, что Кремль дал отмашку дальнейшей конфронтации с США.

Под какие ограничения попали "Рособоронэкспорт" и "Сухой"

1. Ни одно министерство или агентство правительства США не может поставлять вышеперечисленным зарубежным сторонам ("Рособоронэкспорт", компания "Сухой", их правопреемники, подразделения или дочерние структуры) или заключать контракт на поставку от них любых товаров, технологий или услуг.

2. Ни одно министерство или агентство правительства США не может оказывать поддержку этим зарубежным сторонам, а эти стороны не могут принимать участие в любой проводимой правительством США программе оказания поддержки.

3. Правительство США не может продавать указанным зарубежным сторонам ничего из того, что входит в список вооружений (по состоянию на 8 августа 1995 года). Прекращается любая продажа этим сторонам предметов военного снабжения, услуг военного назначения или любых конструкторских и строительных услуг, перечисленных в Законе о контроле над экспортом вооружений.

4. Не будут предоставляться никакие новые индивидуальные лицензии на передачу указанным зарубежным сторонам предметов, экспорт которых регулируется Законом о контроле над экспортом 1979 года или Положениями о контроле над экспортом. Действие уже существующих подобных лицензий приостанавливается.

Все эти меры претворяются в жизнь соответствующими министерствами и агентствами правительства США и будут действовать в течение двух лет с момента принятия, если государственный департамент впоследствии не примет другого решения. Новое решение будет приниматься, если обстоятельства изменятся таким образом, что необходимо будет продлить санкции.