Получивший стремительное развитие конфликт вокруг отказа наблюдателей от ОБСЕ приехать на выборы в Россию повлек за собой дипломатический казус: МИД сгоряча опроверг заявление главы БДИПЧ Кристиана Штрохала, которого тот не делал. В МИДе заявили, что передовой группе наблюдателей Бюро не было отказано в российских визах, как о том якобы сказал Штрохал. Он, впрочем, такого не говорил. Из чего видно, что в российском внешнеполитическом ведомстве о конфликте узнали со слов журналистов, а обращения главы БДИПЧ не читали.
Замминистра Александр Грушко сказал в четверг журналистам: заявление директора Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Кристиана Штрохала о том, что передовой группе наблюдателей Бюро было отказано в российских визах, не соответствует действительности. "Это очень трудно комментировать, поскольку данное утверждение, если говорить дипломатично, не соответствует действительности", - сказал Грушко.
По словам замминистра, "все указания о выдаче виз были своевременно даны российским посольствам". "Наблюдатели могли беспрепятственно добраться до Москвы в случае, если бы БДИПЧ приняло решение о направлении миссии", - подчеркнул Грушко.
Штрохал, однако, такого не говорил, да и не мог, зная, что в Москве находятся пять технических специалистов Бюро, прибывшие, чтобы подготовить миссию. Так что МИД попутно еще и "уличил" европейского чиновника в некопетентности. "Сам факт того, что в момент, когда господин Штрохал делал заявление, в Москве находились и работали члены передовой группы БДИПЧ, говорит сам за себя", - добавил Грушко.
На самом деле Штрохал сказал лишь, что упорное противодействие российских властей равносильно отказу в визах. Он обвинил российские власти в том, что те воспрепятствовали БДИПЧ осуществить наблюдение за важными этапами выборного процесса, начиная от регистрации кандидатов до развертывания предвыборной кампании и деятельности средств массовой информации. После этого российской стороне был направлен перечень минимальных условий, соблюдение которых позволит эффективно осуществить наблюдение за выборами, однако в минувшую среду Центризбирком РФ ответил на это отказом, который "равносилен отказу в выдаче въездных виз передовой миссии наблюдателей".