Внесение в Конституцию поправок об увеличении президентского и депутатских сроков не противоречит основам государственного строя, считает председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. Плохо то, что изменения в основной закон страны внесли, даже не посоветовавшись с КС: такого требования в российском законодательстве просто нет.
По мнению Зорькина, Конституцию лучше вообще не пересматривать. "Конституция, несмотря на большие недостатки, идеальна в смысле нормативности, - пояснил он в интервью газете "Коммерсант". - Она предписывает, что власть должна быть разделена на основе права, а не по византийскому варианту "разделяй и властвуй". Она декларирует права человека как самоценность. Она предполагает народовластие — конкурентную демократию, а не демократию в кожанке с маузером. Без этих трех составляющих Конституция станет другой".
Проблема в том, что помешать нарушению данных принципов Конституционный суд не может: он не имеет права проверять внесенные в основной закон поправки на конституционность. "Ответственность за все издержки изменений лежит на политиках, они могут даже разрушить идею Конституции", - предупреждает Валерий Зорькин.
"Я думаю, что сегодня пришло время изменить закон о механизме внесения... поправок, - указывает судья. - Чтобы обезопасить общество и законодателя от принятия неконституционной нормы, введение новой поправки должно проверяться с помощью органа конституционного контроля. Потому что когда она принята и утверждена, уже никто не может ее проверить". "Я думаю, президент, как гарант Конституции, прежде всего должен быть заинтересован в механизме, который застраховал бы ее от разрушительных норм", - добавляет он.
С юридической точки зрения этого будет достаточно, чтобы не допустить в России перехода к авторитаризму, уверен Зорькин. Другое дело, что "вы можете бесконечно изобретать ножны. Но вы же не запретите владельцу использовать нож. Он может этим ножом хлеб резать и бутерброд маслом намазывать, а может человека убить".
Что же касается недавно принятых поправок, то "ничего страшного не произошло", считает председатель КС. "Эта поправка никак не затрагивает сути президентской власти, ее правового характера, - объясняет он. - Что касается отчета правительства перед парламентом, то это мог бы быть и сложившийся конституционный обычай. Равно как и формирование правительства на основе парламентского большинства".
России нужен не авторитаризм, а "элементы авторитаризма"
Поясняя свои недавние слова о том, что элементы авторитаризма в управлении страной могут быть оправданны, Зорькин отметил, что не следует бояться слова "авторитаризм" "как черт ладана". "Я считаю, что власть в любом цивилизованном государстве сегодня устроена как смесь демократических начал и некоторых элементов авторитаризма на практике. Именно элементов авторитаризма, а не авторитаризма как политического режима в целом", - указал он в интервью.
"Я говорил, что не надо бояться выражения "авторитарные элементы", потому что иначе мы уподобляемся мольеровскому Журдену, который всю жизнь говорил прозой и вдруг с удивлением узнал об этом, - сказал Зорькин. - Но вопрос в другом: какова пропорция? Если власть превращается в авторитарную, то демократия становится прямой линией, а что она означает на осциллографах, известно".
"В современной России некоторые элементы авторитаризма — это элементы практики перехода от неправового прошлого к новым демократиям", - резюмировал судья.
Отмена губернаторских выборов и кумовство не противоречат Конституции
Конституционный суд не осуждает явления, несколько противоречащие идеалам "абстрактной демократии", но отвечающие условиям в стране, указал Зорькин. Например, он не считает ошибкой отмену прямых губернаторских выборов. "C юридической точки зрения отступления от Основного закона страны и от наших позиций не было: Конституция не предписывает, чтобы губернаторы избирались", - подчеркнул Зорькин.
"С точки зрения абстрактной демократии новый вариант менее демократичен, - признал глава Конституционного суда. - Но он адекватен конкретно историческим условиям, связанным с неразвитостью гражданского общества, отсутствием прочной многопартийной системы, широко распространенным правовым нигилизмом и т. п.".
Отвечая на вопрос о "формировании федеральной элиты из однокурсников, бывших подчиненных и другого ближайшего окружения", Зорькин призвал не преувеличивать значения этой проблемы. "То, что в рубке политического корабля могут быть бывшие сокурсники, участники одной футбольной команды и т. д., естественно, потому что они знают друг друга и могут друг другу доверять, - пояснил он. - Главное, чтобы это осуществлялось в рамках Конституции и права. Практика других стран показывает, что это обычное явление".