Журналисты выяснили, что появившиеся ранее в СМИ данные о серии допросов, опросов и обысков в Чечне в связи с попыткой Следственного комитета вручить повестки в СК предполагаемым организаторам убийства оппозиционера Бориса Немцова могут не соответствовать действительности. Источник в силовых структурах Чеченской Республики утверждает, что местные следователи не смогли вручить Руслану Геремееву и Руслану Мухудинову и даже их родственникам документы о вызове на допрос, ограничившись этой неудачной попыткой.
Как отмечает "Коммерсант", следствие заинтересовалось Геремеевым и Мухудиновым лишь после соответствующего ходатайства Вадима Прохорова, адвоката дочери оппозиционера Жанны Немцовой, признанной потерпевшей по делу об убийстве ее отца. В документе также говорилось о необходимости допросов главы Чечни Рамзана Кадырова и других высокопоставленных лиц республики. По мнению потерпевшей стороны, все они располагают информацией по уголовному делу.
В результате СКР отказал в удовлетворении ходатайства, согласившись допросить лишь упомянутого в нем майора Геремеева, действующего служащего чеченского батальона "Север". Решение следствия было обжаловано потерпевшей стороной в Басманном райсуде.
Выбор СК объясняется тем, что из первоначальных показаний обвиняемых в исполнении убийства Немцова, от которых они потом отказались, следствие сделало вывод о возможной причастности Геремеева и Мухудинова к организации преступления.
После того как в Следственном комитете согласились на допрос, в следственное управление по Чеченской Республике из центрального аппарата СКР поступили всего два поручения, сообщил источник "Коммерсанта-Online" в силовых структурах Чечни. Местных следователей обязали вручить Геремееву и Мухудинову повестки с вызовами их на допрос в Москву, в ГСУ СКР, причем в качестве свидетелей.
Но даже это поручение чеченским следователям не удалось выполнить. Съездивший в станицу Старогладовскую Шелковского района, где проживали и прописаны Геремеев и Мухудинов, представитель СУ СКР по Чечне сообщил своему руководству, что не застал дома ни одного из свидетелей. Их родственники также отказались принять повестки. Они сообщили, что оба свидетеля давно отсутствуют, а где именно они находятся и когда появятся дома, не сказали.
После этого, по данным источника, никаких попыток обыскать дома свидетелей или допросить их родственников чеченским следствием не предпринималось. Это было связано с тем, что поручения не предписывали розыск и принудительный привод свидетелей.
Адвокат потерпевшей стороны сообщил изданию, что участники расследования не раз обещали ему вплотную заняться предполагаемыми организаторами преступления, в том числе отправить спецгруппу в Чечню для их розыска и доставки в Москву, чего до сих пор не случилось. "По большому счету мне все равно, поедут туда (в Чечню. - Прим. NEWSru.com) из Москвы или в рамках поручения будут действовать местные следователи, - объясняет Прохоров. - Для меня важен результат, которого пока нет".
По словам защитника, он будет добиваться предъявления заочного обвинения Геремееву и Мухудинову и объявления их в розыск.
Данные адвоката потерпевшей стороны и защиты семьи Геремеевых расходятся
В то же время один из адвокатов членов семьи Геремеевых рассказал изданию, что Руслан Геремеев уже допрашивался следственными органами в качестве свидетеля. По словам собеседника "Коммерсанта-Online", допрос якобы состоялся еще в марте в Грозном, вскоре после задержания ключевых фигурантов по делу Немцова. По данным адвоката, тогда же были проведены обыски в домах Старогладовской, принадлежащих семьям Геремеевых и Мухудиновых, о которых СМИ сообщили только недавно.
Также собеседник издания отметил, что майор батальона "Север" дал исчерпывающие, как он считает, показания по делу. Теперь же, после завершения лечения, Руслан Геремеев якобы собирается вернуться на службу. В пресс-службе ВВ МВД информацию о возможном возвращении майора в батальон прокомментировать не смогли.
Прохоров утверждает, что в тех материалах дела, с которыми его ознакомили, нет никакой информации о допросе майора Геремеева. "Если бы такой допрос состоялся, мое ходатайство было бы отклонено СКР со ссылкой на то, что это следственное действие уже было проведено", - пояснил адвокат потерпевшей стороны.
Борис Немцов был убит 27 февраля на Большом Москворецком мосту в Москве. Расследованием занимается Главное следственное управление Следственного комитета России. По делу проходят пять подозреваемых - Заур Дадаев, которого считают непосредственным исполнителем убийства, братья Анзор и Шадид Губашевы, Тамерлан Эскерханов и Хамзат Бахаев.
Во время следствия трое фигурантов - Дадаев и братья Губашевы - признали свою вину, но потом все они отказались от своих показаний.
После преступления Геремеев улетел в ОАЭ, следователям пока так и не удалось его допросить. Кадыров называл отъезд своего знакомого, который, по его словам, невиновен, вынужденным.