Свидетель-иностранец, выражая суть дела Ходорковского, заговорил в суде по-русски
НТВ
 
 
 
Прокурор Валерий Лахтин сделал зарубежному свидетелю замечание, что он не имеет права давать подобные оценки обвинительному заключению
НТВ
 
 
 
Суд на стал слушать эксперта из США, готового доказать невиновность Ходорковского и Лебедева
www.khodorkovsky.ru

Бывший независимый западный директор НК ЮКОС, бывший член совета директоров этой нефтяной компании Жак Костюшко-Маризе заявил в московском суде, что считает несостоятельными и абсурдными обвинения, выдвинутые против экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева в рамках второго уголовного дела.

"Для оценки обвинения я хотел бы использовать слова, которые, возможно, использовал Федор Достоевский, эти обвинения для меня бред, это бред сивой кобылы", - цитирует "Интерфакс" Костюшко-Маризе, выступавшего свидетелем со стороны защиты в Хамовническом суде Москвы, где рассматривается "второе дело ЮКОСа". (Отметим, просторечное выражение "бред сивой кобылы" также очень любит употреблять по самым различным поводам первый вице-премьер РФ Сергей Иванов.)

- Экс-глава ЦБ РФ Геращенко назвал обвинения Ходорковскому "чушью собачьей"
- Суд на стал слушать эксперта из США, готового доказать невиновность Ходорковского и Лебедева

Пресс-центр адвокатов Ходорковского и Лебедева отмечает, что Жак Костюшко-Маризе начал говорить в суде на плохом русском, но переходил на английский, когда ему становилось сложно. По всей видимости, чтобы ухватить суть процесса, его русского языка хватило.

Заграничный свидетель сообщил суду, что в 2000 году был избран членом совета директоров ЮКОСа и работал в качестве независимого западного директора компании по 2004 год. "В силу тех функций, которые я выполнял, я обладаю знаниями, которые помогли бы разобраться в сути дела. Я прочитал весь текст обвинения по-английски и по-русски. Я должен сказать: с какой бы точки зрения я ни пытался взглянуть на эти обвинения, они мне кажутся ерундой - финансовой, физической. Они абсурдны", - сказал Костюшко-Маризе.

Напомним, в рамках второго дела Генпрокуратура РФ обвиняет Ходорковского и Лебедева в хищении 350 миллионов тонн нефти. "Эти факты (приведенные в обвинении) противоречат моей личной логике, здравому смыслу, всему, что я мог наблюдать, работая банкиром или членом совета директоров ЮКОСа", - добавил свидетель защиты.

Прокурор Валерий Лахтин сделал зарубежному свидетелю замечание, что он не имеет права давать подобные оценки обвинительному заключению, поскольку это является оскорблением как стороны обвинения, так и суда. Гособвинитель также обратил внимание, что Костюшко-Маризе не может комментировать обвинительное заключение, поскольку не является компетентным специалистом в данной области.

На это бывший член совета директоров ЮКОСа пояснил, что хочет "оставаться предельно вежливым со всеми сторонами, участвующими в процессе, как в этом зале, так и вне его", сообщает РИА "Новости". "Но и с другой стороны, мой долг свидетеля - говорить правдиво и объективно", - отметил свидетель.

Суд на стал слушать эксперта из США, готового доказать невиновность Ходорковского и Лебедева

Между тем накануне Хамовнический суд Москвы отказался заслушать американского специалиста Кевина Дейджеса, который был готов, по его словам, представить суду доказательства невиновности Ходорковского и Лебедева. На заседании в понедельник судья Виктор Данилкин, председательствующий на процессе по второму делу Ходорковского-Лебедева, удовлетворил ходатайство прокуроров об отводе эксперта из США.

О допросе в суде этого специалиста в области экономики и финансов ходатайствовала защита Ходорковского и Лебедева. Однако прокурор Лахтин очень активно выступил против допроса Дейджеса, так как тот не является специалистом в российском законодательстве и российском бухучете, сообщала Газета.Ru.

По ее данным, отводя от процесса Дейджеса, Данилкин отметил, что американский эксперт в области экономики и финансов "не владеет российским правом, не знаком с хозяйственно-финансовой деятельностью ЮКОСа, судом и следствием к делу не привлекался и с делом не знакомился".

Данилкин заявил также, что ЮКОС не был международной компанией ("так как ее основные активы были сосредоточены на территории РФ"), а сами подсудимые, по его мнению, не обвиняются в действиях, совершенных на территориях иностранных государств.

Ходорковский в ответ громко огласил "краткие возражения на действия председательствующего", пообещав в дальнейшем сформулировать их полностью. Он, в частности, раскритиковал довод суда о том, что Дейджес "не имеет отношения к делу", напомнив, что в материалах его дела есть целый том, посвященный анализу бухгалтерской отчетности ЮКОСа по международным стандартам.

"Все вышесказанное приводит (меня) к выводу о том, что судья не собирается разбираться с существом предъявленного обвинения", – заключил экс-глава ЮКОСа. Бывший руководитель МЕНАТЕПа Лебедев в свою очередь пообещал, что решение Данилкина об отводе американского эксперта "без последствий не останется".

В перерыве Дейджес сказал журналистам, что не менее 20 раз выступал в американских судах и ни разу не был отведен. "Я удивлен, поскольку мне казалось, что в пятницу защита и подсудимые хорошо объяснили суду, что их вопросы будут касаться только сферы моей компетенции", – сказал эксперт.

Он признался, что "разочарован". "Та работа, которая была проделана, наш анализ показывает невиновность подсудимых. И для понимания документов не нужно было знания российского бухучета. И я считаю, что те доказательства, которые мы обнаружили, были бы понятны суду", – цитирует издание американского специалиста.

"Дело ЮКОСа" (Справка)

Напомним, Михаил Ходорковский был арестован в конце 2003 года, Платон Лебедев - в июле 2003 года. 31 мая 2005 года они были приговорены Мещанским судом Москвы к девяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов и этапированы в колонии. Позже Мосгорсуд снизил им наказание до восьми лет каждому.

О втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском суде. В 2009 году оба были возвращены в Москву в связи с предстоящим судом по второму делу и с тех пор содержатся в следственном изоляторе.

По новым обвинениям Генпрокуратура РФ инкриминирует бывшим руководителям "ЮКОСа" "хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализацию". В ходе предварительного следствия, указывает Генпрокуратура, было установлено, что обвиняемые в составе организованной группы с основными акционерами ОАО "НК "ЮКОС" и другими лицами совершили хищение путем присвоения акций дочерних обществ ОАО "Восточная нефтяная компания" (ВНК) в 1998 г. на 3,6 млрд рублей.

Также, согласно обвинению, они совершили легализацию похищенных акций дочерних обществ ОАО "ВНК" в 1998-2000 гг. на эту же сумму. Кроме того, обвиняемые, по данным прокуратуры, совершили "хищение путем присвоения нефти дочерних акционерных обществ ОАО "НК ЮКОС" в 1998-2003 годах, ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть ВНК" на сумму более 892,4 млрд рублей и легализацию части этих средств в 1998-2004 гг. в размере 487,4 млрд рублей и 7,5 млрд долларов США".

Потерпевшими и гражданскими истцами по уголовному делу признаны физические и юридические лица, которым действиями обвиняемых причинен крупный и особо крупный ущерб, отмечают в Генпрокуратуре.

Свое второе уголовное дело Ходорковский называет политически и коррупционно мотивированным и заявляет, что процесс инициирован людьми, которые не хотят его выхода на свободу. Уголовное преследование бывший глава нефтяной компании объясняет тем, что он поддерживал независимую оппозицию.