Скандал на Ren-TV перерастает внутренние рамки и приобретает международный характер, поскольку демонстративное молчание представителей немецкого акционера RTL Group, владеющего 30-процентным пакетом акций канала, начинает вызывать критику не только в России, но и в самой Германии.
Непонятно, в частности, согласованы ли с руководством RTL Group учреждение должности главного редактора телеканала, а также отстранение от эфира ведущей информационной программы "24" Ольги Романовой. Чем объясняется позиция столь демонстративного невмешательства немецких акционеров в ситуацию, при которой эти самые акционеры поставлены в щекотливое положение?
- Немецкие акционеры Ren-TV просят журналистов не вмешиваться и не мешать им делать бизнес
- Ольга Романова будет судиться с немецким акционером Ren-TV
- Der Tagesspiegel: новости на Ren-TV станут развлекательными
- История с Ren-TV очень напоминает историю с НТВ
Две недели назад ведущую информационной программы "24" Ольгу Романову отстранили от эфира. Руководство холдинга утверждало, что это "внутренний рабочий процесс", а вовсе не "зачистка". Между тем "внутренний рабочий процесс" превратился в исход журналистов с канала.
В понедельник заявления об уходе подали сама Ольга Романова, главный редактор службы информации Елена Федорова, а также продюсер Татьяна Клокова и шеф-редактор программы "24" Ольга Шорина. Во вторник не желающих участвовать в этом процессе стало еще больше.
"Многие увольняются, - говорит продюсер Татьяна Клокова. - Сегодня написали заявления уже больше десятка человек. Потому что невозможно так работать. Пришли и развалили всю информационную службу. Атмосфера стала ужасная. Я слышала, даже охранники собираются уходить".
"Последние дни у меня было ощущение, что я работаю в какой-то другой телекомпании. За полтора месяца изменилось все - не стало нашей атмосферы. Мы гордились ею, мы в ней жили. Это была очень дружелюбная среда, в которой легко заниматься творчеством. А теперь это холодная контора. Вместо десяти человек, ушедших с Иреной (Лесневской), пришли сто и занялись канцелярией. Телекомпания стала бюрократической машиной, о творческом процессе никто не вспоминает", - рассказала в интервью "Новой газете" о том, что происходит на Ren-TV, главный редактор службы информации Елена Федорова.
На телеканал пришли два назначенца
Федорова рассказала, что в прошлый понедельник пришли два человека, которые были представлены как "главный редактор средства массовой информации телекомпании" и "замглавного редактора телекомпании". Выяснилось, что новоиспеченный главный редактор, который, по идее, должен отвечать за весь канал, получает кабинет на новостном этаже и ничем другим, кроме как новостями, заниматься не собирается, равно как и его заместитель.
Кроме того, коллективу также представили новое положение о редакции, в котором говорится, что назначать, увольнять, премировать сотрудников, определять контент программ будут два этих новых назначенца. Они начали активно вмешиваться в работу выпуска, давать указания, при каких условиях могут появляться в программе те или иные эксперты. При этом эксперты должны утверждаться заранее, как и примерный "текст слов", который они скажут.
В частности, ими дано было указание ведущей, которая должна была сказать в эфире, что программа Ольги Романовой не будет больше выходить. Но перед выпуском главный редактор канала Илья Кузьменков сказал мне и бригаде, что сообщение о кадровых перестановках не пойдет в эфир, и что это неэтично.
"На самом деле началось все с того дня, когда ушли Лесневские. Первый кризис случился, когда в программе Марианны Максимовской сняли сюжет о Казахстане", - говорит Федорова.
Новое руководство установило довольно плотный контроль над новостями, утверждает она. "Каждый день генеральный директор холдинга Александр Орджоникидзе лично просматривал верстку новостей, и каждый день у нас происходили долгие выяснения, как и что показывать. Все эти полтора месяца я пыталась установить рабочий контакт. Ведь за мной - сто пятьдесят сотрудников службы информации, которым, в общем-то, некуда податься. Полтора месяца удавалось находить компромисс", - рассказывает она.
Она рассказала, что была категорически не согласна с решением Орджоникидзе снять с эфира программу Ольги Романовой. "Я считаю, что это лучшая ежедневная информационная программа на нашем канале. То, что делала Ольга Романова, на нашем телевидении уже давно никто не делает. Она делала программу, которая давала телезрителям возможность думать", - сказала Федорова.
Она предположила, что конфликт с Романовой стал поводом для Орджоникидзе: "Кто-то воспользовался ситуацией для введения жестких методов управления, и они были введены".
История с Ren-TV очень напоминает историю с НТВ
По словам главного редактора службы новостей телеканала, вся эта история очень напоминает историю с НТВ: пришел человек, не имеющий отношения к телевидению, начались перестановки, закрытие программ, и в итоге мы имеем совершенно другое телевидение.
"Мы видим все эти параллели, и становится совсем грустно. Приходят люди, которые в телевидении ничего не понимают. Орджоникидзе руководил НТВ+, но это инструмент для зарабатывания денег и не имеет отношения к эфирному телевидению ", - говорит Федорова.
"Конечно, с нашими новостями им некомфортно. Ведь это большой труд. Поэтому едва ли можно предположить, что новые руководители согласятся взвалить на себя эту ношу и будут тянуть информационную лямку, как это делали Лесневские", - говорит журналист.
На вопрос, согласна ли Федорова, что на канале идет "зачистка", она ответила: "А как еще это назвать, если закрывается программа, которая раздражает высокое начальство? Орджоникидзе сказал, что у новостей маленький рейтинг. Это полная глупость. Это самое нелепое объяснение, которое можно было придумать. Программа влияла на думающую часть общества. Такая программа должна быть на телевидении. И ее закрытие - либо ошибка, либо поставленная задача, которую Орджоникидзе очень последовательно выполняет".
Судя по всему, из Ren-TV сделают карманное телевидение по образу и подобию других телеканалов. "Наверное, есть люди, которые просыпаются утром с хорошим настроением и хотят прожить так весь день, чтобы не было никакой Ольги Романовой, которая бы рассказывала, что у вас, товарищи, тут недоработка и вот на это надо обратить внимание. Такое самоубаюкивание, самообман. На мой взгляд, это абсолютно близорукая позиция", - сказала журналист.
На вопрос о своих дальнейших планах Федорова заявила, что на нашем телевидении, где самой острой является программа Сергея Брилева "Вести недели" на государственном канале, я себя пока не вижу. Буду думать, что делать. У нас, слава богу, есть интернет, и пока не поставили фильтры, как в Китае, можно работать и не думать о том, что у тебя есть акционеры.
Немецкие акционеры Ren-TV просят журналистов не вмешиваться и не мешать им делать бизнес
По мнению Федоровой, очень странную позицию заняли немецкие акционеры. "Для европейского концерна, который обязан беречь репутацию как зеницу ока, это какая-то страусиная позиция", - говорит она. Когда две недели назад случился кризис, она разговаривала с генеральным директором телеканала Ральфом Зибеналером. Он был информирован о том, что у нас происходит. После этого ни одного звонка, ни одного разговора, чтобы прояснить ситуацию. Видимо, его устроила та информация, которую выдает только одна сторона. Это была иллюзия, что немецкие акционеры смогут стать для нас некоей защитой, сказала она.
По мнению немецкой газеты Tagesspiegel, молчание RTL Group объясняется тем, что стать совладельцем российской телекомпании позволили компании с определенной репутацией, чьи информационные программы обращены к зрителю, равнодушному к политике. Теперь же, по мнению Tagesspiegel, после скандала с цензурой речь идет уже "не об извлечении прибыли, а о минимизации ущерба".
На вопрос "Независимой газеты" генеральный директор RTL Group Ральф Зибеналер, который с самого начала конфликта не комментирует происходящее, в телефонной беседе сообщил: "Я очень сожалею, но мне не нравится такой вариант сотрудничества с вашей стороны".
"Дело вовсе не в том, какие вопросы вы мне хотите задать, дело в манере, с который вы ко мне обращаетесь. Связываться со мной во время деловой встречи – это невоспитанно. Вы мешаете мне делать бизнес!" - сказал Зибеналер и посоветовал обратиться с имеющимися вопросами к пресс-службе.
В пресс-службе канала газете сообщили, что получить комментарии от немецких акционеров можно только через руководителя пресс-службы, которая находится на трехдневном семинаре. По мобильному телефону руководитель пресс-службы была недоступна.
Другой представитель RTL Group, в частности Эндрю Бэкхерст, который базируется в штаб-квартире медиахолдинга в Люксембурге, сообщил, что "с нашей стороны все выглядит очень просто: руководство Ren-TV, которое было назначено всеми акционерами, приняло свое решение в отношении Романовой. У них было заключено соответствующее соглашение. После этого она решила покинуть канал".
Он подчеркнул, что политика канала при этом остается прежней. Он также сообщил, что "здесь речь не идет о какой-либо цензуре". С его точки зрения, это внутренняя проблема канала и поэтому должна решаться внутри него. "Мы разочарованы тем, что вопрос стал столь широко обсуждаться", - сказал Бэкхерст.
Все это идет резко вразрез с декларациями немецкого медиахолдинга, в частности, исполнительного директора RTL Group Герхарда Цейлера, слова которого красуются на ведомственном сайте: "RTL Group стремится предлагать своим зрителям популярные высококачественные развлекательные программы и информацию, поддерживая и стимулируя воображение, талант и профессионализм тех, кто на нас работает".
RTL Group владеет множеством телеканалов, среди которых RTL Television, Super RTL, VOX или N-TV в Германии; M6 во Франции; Five в Великобритании; Antena 3 в Испании; RTL 4 в Голландии; RTL TVI в Бельгии, RTL Klub в Венгрии.
Медиахолдинг RTL Group входит в холдинг Bertelsmann AG, контрольный пакет акций которого – 57,6% – принадлежит Фонду Бертельсмана – крупнейшему центру политической и экономической экспертизы Германии, который во многом определяет направления внешней немецкой политики. В частности, в октябре этого года фонд огласил итоги политического и экономического исследования 119 стран, отнеся их к числу развивающихся, в котором констатировал, что ситуация в России за последние два года резко ухудшилась.
По мнению аналитиков фонда, Россия относится к числу "дефектных демократий". В частности, ей не хватает традиций демократии, правового государства и гражданского общества, что замедляет ее вхождение в элиту демократических стран с развитой экономикой, кроме того, властью взяты под контроль национальные СМИ.