Российское правительство продает лицензию на отлов для последующей продажи косаток по цене один миллион долларов за одну особь. Всего будут выданы разрешения на отлов 10 косаток, которых, вероятно, продадут в Японию, Канаду или США.
Немногочисленные жители российской прибрежной полосы Охотского моря приветствуют многомиллионный проект по отлову косаток.
Однако международное Общество по защите китов и дельфинов (ОЗКД) выражает опасения, что практика выдачи лицензии на отлов может поставить косаток на грань вымирания. "Мы очень обеспокоены тем, что на косаток в российских водах начнется охота, что эти районы теперь долгое время будут поставлять косаток в неволю, и это приведет к катастрофическим последствиям", - заявляет Кэти Уильямсон, представляющая ОЗКД.
Отлов косаток для разнообразных аквариумов и зоопарков уже значительно снизил размеры популяции косаток в Мировом океане. На данный момент 48 косаток (25 были рождены в неволе) используются для того, чтобы развлекать посетителей в зоопарках в Японии, США, Канады и Аргентины. По данным ОЗКД, с 1961 года для аквариумов и зоопарков было отловлено 134 косатки, сейчас в живых из них осталось лишь 24 особи. Многие умерли, не дожив до двадцати. На воле косатки обычно живут 80 лет и больше.
С 1997 года на косаток охота не велась. Сейчас, с учетом того, как мало косатки живут в неволе, зоопаркам нужны новые особи. ОЗКД призывает сочувствующих писать письма протеста российскому президенту Владимиру Путину. Российским властям уже было направлено письмо, подписанное 25 учеными, исследующими косаток, из разных стран. В письме излагалась просьба остановить отлов косаток. В письме говорилось, что сложно оценить последствия того, что из популяции будет удалена даже одна особь, учитывая тот факт, что мы располагаем мизерной информацией о косатках, пишет сегодня Independent статью которой публикует Inopressa.
"Оценка популяции косаток в восточных водах России не ведется уже давно, с тех пор как советские китобои отловили 300 особей несколько десятков лет назад", - говорит Рой Хойт, один из руководителей проекта под названием "Дальневосточная российская косатка". "Здесь косатки никогда не изучались. Сейчас нельзя начинать их отлов, разрушать семьи и социальную структуру. Это негативно скажется на российских косатках, на сохранении морской природы, на российском морском туризме". Косатки - это в высшей степени социальные существа, они составляют небольшие семейные коллективы, которые не распадаются всю жизнь. Кэти Уильямсон из ОЗКД заявляет: "Мы убеждены, что из всех видов китов и дельфинов именно косатки тяжелее всего переживают неволю, из-за того что они такие большие по своим габаритам, и из-за того, что они так сильно привязаны к своей семье".
"Маленьких детенышей забирают у матерей. В неволе вместо кровных родственников животные соседствуют со случайными косатками из других семей, из других океанов, это приводит к агрессии и к нанесению травм самим себе".
Косатки, хищники, проплывающие в день до 100 миль, помещаются в бассейны, которые могут достигать лишь 15 метров в длину и 3,7 метра в глубину.
"Россия уже занимается отловом черноморских бутылконосых дельфинов и полярных дельфинов - белух, которые экспортируются по всему миру. Этот новый шаг принесет выгоду некоторым в России. Но в конечном итоге это может стать ужасной потерей для всего мира", - заявила Уильямсон.