Председателю Мосгорсуда Ольге Егоровой и главе Чертановского районного суда Москвы Виктору Данилкину вынесли частное определение. Второй кассационной суд решил, что подчиненные им судьи Игорь Алисов и Юлия Черникова допустили грубые нарушения при вынесении приговора по делу о грабеже.
Жалобу на работу служителей Фемиды подал адвокат обвиняемого Оганнисяна П. А. , который сообщил, что суд первой инстанции вынес необоснованно жесткий приговор, а апелляция оставила решение в силе. Его подзащитный был признан виновным в покушении на грабеж на сумму 4 275 рублей, но преступление так и не было доведено до конца. Оганнисяну назначили 1 год колонии общего режима.
Как считает адвокат, суды проигнорировали тот факт, что его подзащитный впервые привлекается к уголовной ответственности, признал свою вину, раскаялся в содеянном и ходатайствовал об особом порядке судебного разбирательства. Помимо прочего , он возместил потерпевшей причиненный вред, достиг с ней примирения, о чем она заявляла в ходе следствия и в суде. На этом основании защита требовала прекратить производство уголовного дела в связи с примирением сторон. Однако суд отклонил ходатайство только на том основании, что прекращение уголовного дела является правом, а не обязанностью суда.
"Более того, принимая данное решение, суд еще до начала судебного следствия фактически предрешил вопрос о виновности подсудимого и необходимости назначения ему наказания. Тем самым участники уголовного судопроизводства были лишены возможности осуществления гарантированных законом прав на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон беспристрастным судом", - решила судебная коллегия.
Также кассация обратила внимание, что Чертановский суд допустил процессуальные нарушения при назначении вида наказания, определении его размера и рода исправительного учреждения, а также "небрежность судьи при написании фамилии подсудимого в своих решениях". В определении Егоровой и Данилкину кассационный суд потребовал принять меры, чтобы не допустить подобных нарушений впредь.
"Новая газета" напоминает, что в декабре 2019 года Второй кассационный суд выносил аналогичное частное определение в адрес Егоровой, заявив о нарушениях, которые были допущены при рассмотрении одного из дел о растрате. Кассационный суд отменил принятое Мосгорсудом решение и потребовал от Егоровой принять меры, "направленные на предупреждение нарушений закона при рассмотрении судами города Москвы вопросов, связанных с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность".
В конце марта Верховный суд РФ отказался рассматривать жалобу председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой на частное определение Второго кассационного суда, согласно которому Егорова не принимает достаточные меры для предотвращения бесконтрольного продления содержания людей под стражей.
В постановлении ВС говорилось, что районные суды и Мосгорсуд при вынесении своих решений не руководствуются постановлениями Пленума ВС и позициями ЕСПЧ. Верховный суд связал это с тем, что судьи, включая Егорову, не повышают свою квалификацию.
В апреле 2020-го Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации объявила об открытии вакансии на должность председателя Московского городского суда. Претенденты на должность могут подать документы до 15 мая.
Отметим, Ольга Егорова руководила Мосгорсудом в течение 20 лет. В ее послужном списке значатся такие резонансные дела, как "дело ЮКОСа" и "дело Магнитского". В 2014 году США включили Егорову в санкционный "список Магнитского", как причастную к задержанию и гибели в тюрьме сотрудника фирмы Firestone Duncan, оказывавшей юридические услуги британскому фонду Hermitage Capital, юриста Сергея Магнитского, раскрывшего коррупционную схему с хищением из бюджета свыше 5 млрд рублей под видом возврата налогов. Именно при судье Егоровой появился термин "Басманное правосудие", символизирующий управляемость московских судов.
Ранее Ольга Егорова заявила, что в российских судах слишком много оправдательных приговоров, и это потому, что сторона обвинения плохо ищет доказательства вины. По утверждениям бывших коллег Егоровой, она распространила свою позицию "невиновных в судах не бывает" на весь Мосгорсуд, и теперь в московской судебной системе превалирует обвинительный уклон. Правозащитник Лев Пономарев назвал московские суды самыми управляемыми в России, "особенно если в делах присутствует политическая составляющая".