Генпрокуратура России в четверг неожиданно заявила о раскрытии убийства в 2009 году чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой
Первый канал
 
 
 
"Нам известен исполнитель. Мы знаем его имя. Мы убеждены в его виновности, она подтверждается объективными доказательствами", - заявил глава СК Александр Бастрыкин
НТВ
 
 
 
По версии следствия, мотивом убийства стали публикации Эстемировой о вербовке Башаевым боевиков и нападении на семью московского бизнесмена, а также дискредитация органов государственной власти Чечни
RTV International

Генпрокуратура России в четверг неожиданно заявила о раскрытии убийства в 2009 году чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой. Впрочем, прозвучало это несколько странно. Замначальника управления Генпрокуратуры в Северо-Кавказском федеральном округе Алексей Васильков сообщил, что дело можно считать раскрытым, потому что "есть подозреваемое лицо, которое объявлено в розыск". В то же время, по его словам, "расследование продолжается, и отрабатываются все возможные версии преступления", цитирует "Интерфакс".

Дальше идет самое любопытное: среди этих версий рассматривается и причастность к убийству правоохранительных органов. Относится ли к их представителям подозреваемый, неизвестно, но из контекста это вполне можно предположить. С другой стороны, речь может идти о боевике Алхазуре Башаеве, о розыске которого еще в июле прошлого года объявил президент Дмитрий Медведев.

В сентябре того же года Следственный комитет фактически повторил слова главы государства. "Нам известен исполнитель. Мы знаем его имя. Мы убеждены в его виновности, она подтверждается объективными доказательствами", - заявил тогда глава СК Александр Бастрыкин.

Однако только в октябре следователи огласили конкретные имена - подозреваемых при этом оказалось трое: это братья-боевики Ризван, Анзор и Алхазур Башаевы. Ризван находится под стражей по обвинению в участии в незаконных бандформированиях, а Анзор и Алхазур считались погибшими во время ракетного удара по позиции боевиков в Чечне в ноябре 2009 года.

Однако затем оба удивительным образом "воскресли". Анзор, как выяснилось, уехал во Францию и даже получил там статус беженца, а Алхазур скрылся, возможно, тоже за границей.

По версии следствия, мотивом убийства стали публикации Эстемировой о вербовке Башаевым боевиков и нападении на семью московского бизнесмена, а также дискредитация органов государственной власти Чечни. При этом, как отмечает "Полит.ru", СК отказался обнародовать доказательства, сославшись на то, что "это может существенно повредить результатам расследования".

Однако в нынешнем июле, спустя два года после гибели Эстемировой, правозащитный центр "Мемориал", где она работала, а также Международная федерация за права человека и "Новая газета" обнародовали результаты собственного независимого расследования и заявили, что следствие идет по ложному пути.

Настоящим мотивом убийства, по их мнению, стало обнародование правозащитницей за неделю до убийства информации о публичной казни жителей селения Ахкинчу-Борзой в Курчалоевском районе Чечни, совершенной сотрудниками Курчалоевского РОВД.

Позже Бастрыкин велел проверить все версии убийства Эстемировой, включая высказанную правозащитниками и журналистами. И вот теперь, 8 сентября, в Генпрокуратуре в заявили о "раскрытии" и возможной причастности правоохранительных органов.

Коллеги убитой правозащитницы уже дали понять, что не разделяют оптимизма Генпрокуратуры, передает "Эхо Москвы". Член правления "Мемориала" Александр Черкасов повторил, что следователи идут по ложному пути, называя киллером Алхазура Башаева. Правозащитники настаивают, что за убийством Эстемировой стоят силовики.

"Мало ли кто подозревается? Не думаю, что если есть подозреваемый, то преступление уже раскрыто", - заявила "Интерфаксу" в свою очередь член совета "Мемориала" Светлана Ганнушкина. "Когда дело будет передано в суд и конкретному человеку предъявят обвинение, тогда можно будет рассуждать о раскрытости преступления", - указала она.

Некоторым прогрессом в расследовании этого дела, где до последнего времени наблюдалась "стагнация", является то, что Генпрокуратура перестала исключать возможную причастность к убийству властных структур, добавила правозащитница.

Стоит отметить, что об установлении личности киллера и раскрытии следователи впервые заявили еще в феврале 2010 года, но эта информация затем была опровергнута.