Адвокат экс-главы ЮКОСа Ольга Артюхова рассказала в суде, как в СИЗО ее обыскивали люди в штатском
Фото Михаила Ковалёва/ МК
 
 
 
Изъятая записка
Коммерсантъ
 
 
 
Изъятая записка
Коммерсантъ
 
 
 
Изъятая записка
Коммерсантъ

Адвокат экс-главы ЮКОСа Ольга Артюхова, выступая в среду в Черемушкинском суде, заявила, что никакой записки от Михаила Ходорковского не получала. "У меня изъяли мои документы по защите. Никакой записки Ходорковский мне не передавал. Никаких инструкций я не записывала", - заявила Артюхова, выступая в суде, рассматривающем иск о защите чести, достоинстве, деловой репутации СИЗО "Матросская Тишина" и двух его сотрудников к президенту московской адвокатской палаты Генри Резнику.

Поясняя обстоятельства инцидента, связанного с изъятием записки, Артюхова сообщила следующее:

"11 ноября 2003 года у меня была запланирована встреча с моим подзащитным, после окончания встречи ко мне подошел сотрудник СИЗО и предложил пройти в кабинет напротив", - рассказала адвокат.

По ее словам, сотрудники СИЗО предложили ей выдать предметы, которые "ей не принадлежат", на что адвокат ответила, что таких предметов у нее нет. "Тогда они предложили мне просмотреть мое адвокатское досье, я отказалась", - подчеркнула Артюхова.

Затем, сказала адвокат, в комнату вошел человек в штатском, не представившись, стал ее уговаривать показать документы сотрудниками СИЗО. "После долгой дискуссии он без моего согласия схватил мои папки и стал их просматривать. Его интересовали материалы, которые были написаны рукописным текстом", - подчеркнула Артюхова. По ее словам, сотрудник СИЗО отложил несколько бумаг, вызвал инспекторов и велел им составить протокол по изъятию бумаг.

"Во время составления протокола описи изъятых документов я схватила первую попавшуюся бумагу, чтобы как-то сохранить адвокатскую тайну, и отодвинулась в угол и стала ее рвать", - пояснила Артюхова. Сотрудники СИЗО после действий адвоката "подбежали к ней и стали отбирать порванные куски бумаги".

"Мне было страшно. Я подверглась унизительной процедуре. Они описывали все. Своими действиями я пыталась хоть как-то сохранить адвокатскую тайну, так, как нас учили наши учителя", - сказала Артюхова, выступая в суде.

Она сообщила, что после составления протокола отказалась подписать документ.

В ходе заседания в среду суд отклонил пять отводов судье, заявленных в ходатайствах защиты. По мнению адвоката Александра Макарова, представляющего интересы Генри Резника, "суд продемонстрировал свою заинтересованность в исходе дела тем, что отказал в удовлетворении ряда ходатайств о переносе слушаний".

Среди причин заявленных ходатайств о переносе слушаний Макаров назвал "занятость Резника в другом процессе, а также на необходимость передачи ответчику новой редакции иска, поступившего в суд в среду". Суд не счел доводы адвоката основанием для отвода, сообщает "Интерфакс".

В настоящее время судебное заседание продолжается. В ходе заседания адвокат Макаров представляет позицию ответчика, а именно некоторые дополнения и уточнения.

В ходе заседания во вторник суд не удовлетворил ходатайство представителя Генри Резника Александра Макарова о приобщении к материалам уголовного дела лингвистического заключения Института русского языка РАН. "Данное исследование рассматривает слова "досмотр" и "обыск" не как правовые категории, а с точки зрения бытового, разговорного русского языка", - сказал адвокат.

Инспекторы СИЗО Александр Фукалов и Владимир Базанов, которые участвовали в изъятии записки у Ольги Артюховой, требуют через суд опровержения высказывания Генри Резника в их адрес. Выступая по телевидению, Резник, в частности, заявил: "Обыск проведен мужчинами. Они шарили по телу женщины-адвоката".

В своем иске сотрудники СИЗО настаивают, что высказывание Резника не соответствует действительности. "Обыск и досмотр вещей к адвокату Артюховой не применялся", - говорится в заявлении истцов.

Инцидент, связанный с изъятием записки, стал основанием для обращения Минюста в Адвокатскую палату Москвы с просьбой лишить Ольгу Артюхову адвокатского статуса. Палата, рассмотрев 3 февраля ходатайство Минюста, не сочла его обоснованным и отказалась лишить Артюхову адвокатского статуса.

Конфликт между защитником Михаила Ходорковского и Минюстом возник после того, как 11 ноября 2003 года Ольга Артюхова после встречи с подзащитным в следственном изоляторе "Матросская Тишина" была подвергнута досмотру, в результате которого были изъяты материалы ее рабочего досье.

Прокуратура расценила изъятую записку как "руководство Ходорковского по противодействию следствию". Между тем Артюхова заявила, что это были ее личные записи, касающиеся планов организации защиты экс-главы ЮКОСа.