Президент России Владимир Путин и генсек ООН Пан Ги Мун на встрече в Кремле рассыпались во взаимных реверансах: Путин заявил о ключевой роли ООН в мировой безопасности, а глава ООН - о том, что Россия под руководством президента Путина заняла важное место
Reuters
 
 
 
Однако эксперты, предваряя визит, трактовали это однозначно: Пан Ги Мун строит "хорошую мину при плохой игре", и сейчас все понимают, что важнейшие вопросы решаются в обход ООН
Reuters
 
 
 
На встрече планируется обсуждение актуальных международных вопросов: ситуации на Балканах, ближневосточного кризиса, ситуации вокруг Ирака и Афганистана, а также в целом состояния системы международной безопасности
Reuters

Президент России Владимир Путин и генсек ООН Пан Ги Мун на встрече в Кремле рассыпались во взаимных реверансах: Путин заявил о ключевой роли ООН в мировой безопасности, а глава Объединенных наций - о том, что Россия под руководством президента Путина заняла важное место на мировой арене. Однако эксперты, предваряя визит, трактовали это однозначно: Пан Ги Мун строит "хорошую мину при плохой игре", и сейчас все понимают, что важнейшие вопросы решаются в обход ООН и, в частности, Совета Безопасности, как это произошло в случае с провозглашением независимости Косово.

Официально, впрочем, все радужно. "Мы исходим из того, что ООН является единственной универсальной международной организацией. Это ключевой элемент современной международной системы. Именно так мы подходим к данной организации и проблемам, связанным с ее развитием", - цитирует Путина "Интерфакс".

Он подчеркнул, что "отношения России с ООН носят самый тесный характер". "Россия не только страна - основоположница ООН, но и самый активный участник тех процессов, которые происходят сегодня в ООН и ее Совете Безопасности", - подчеркнул президент России. В преддверии встречи в МИДе заявляли, что "будет обсуждаться и тематика реформы Совбеза", но пока эту тему Путин не продолжил.

Со своей стороны, Пан Ги Мун поблагодарил президента РФ "за поддержку, которую Россия оказывает ООН, за неизменное сотрудничество". Он выразил надежду на то, что Россия и дальше будет оказывать всестороннюю поддержку ООН.

Пан Ги Мун также добавил, что под руководством Путина "Россия заняла более достойное место на международной арене и значительно повысила свою роль в глазах международного сообщества".

Путин выразил желание поговорить с Пан Ги Муном "о текущих делах и о перспективах развития отношений России и ООН". Пан Ги Мун ответил, что хотел бы поговорить с президентом России, главой МИД РФ, другими высокопоставленными представителями российского руководства "обо всех важных вопросах, которые волнуют ООН и все человечество".

На встрече планируется обсуждение актуальных международных вопросов: ситуации на Балканах, ближневосточного кризиса, ситуации вокруг Ирака и Афганистана, а также в целом состояния системы международной безопасности.

Наблюдатели: хорошая мина при плохой игре

Россия в последнее время достаточно жестко критикует ООН за ее неспособность влиять на международные процессы. Ударом по "самолюбию" российского руководства стало молчаливое согласие Пан Ги Муна с предоставлением независимости Косово в обход ООН, отмечает в комментарии "Центр политической конъюнктуры. Косово стало уже вторым за последние пять лет принципиальным вопросом, по которому мнение ООН (в том числе, Совета Безопасности ООН) было проигнорировано. В этой связи репутация Ги Муна как неангажированного политического деятеля общемирового масштаба поставлена под сомнение.

В нынешнем виде ООН вообще малоэффективна, утверждает в комментарии на страницах "Коммерсанта" главред журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов: "Когда-то поступки и заявления генерального секретаря ООН неизменно вызывали резонанс. Сегодня не каждый вспомнит, как зовут этого международного чиновника".

Так он обрисовывает главный конфликт, связанный с необходимостью реформировать организацию: "С одной стороны, все понимают, что ООН не может основываться на принципах, отражающих ситуацию почти семидесятилетней давности. С другой - никто и ни за что не поступится хоть чем-то существенным. Поэтому все разговоры о реформе ни к чему не ведут. И даже попытки прийти к консенсусу по базовым понятиям, скажем, по определению терроризма, завершаются провалом".

Можно продолжать делать вид, что мировые дела вершит пятерка постоянных членов СБ ООН с правом вето. Но сути это не изменит - уже стало нормой, что судьбоносные для мироустройства вопросы (такие, как вторжение в Ирак или судьба Косово) решаются без участия Совета Безопасности. И судя по поведению великих держав, всерьез это мало кого тревожит, подводит итог Лукьянов.