Большинство жителей российской столицы поддерживают протесты возмущенных введением в РФ системы "Платон" дальнобойщиков. 71% москвичей так или иначе разделили мнение недовольных водителей. Такие данные обнародовали социологи "Левада-центра" на своем официальном сайте.
Среди тех, кто знает о протестах водителей грузовиков, "определенно поддерживают" их 33%, еще 38% респондентов ответили, что "скорее поддерживают" акции дальнобойщиков. Ответ "скорее отношусь отрицательно" выбрали 8% опрошенных, "определенно отношусь отрицательно" - 5%. Еще 12% сказали, что их не интересует эта тема, а 6% затруднились с ответом.
Впервые о протестах услышали от социологов 21% респондентов. Большинство (49%) из тех, кто уже слышал о них, узнал об акциях из федеральных телеканалов и радиостанций, 15% - из независимых СМИ. Еще 26% жителей Москвы узнали о протестах из интернет-изданий и соцсетей, 22% опрошенных слышали о них от родственников, знакомых или друзей. 2% затруднились сказать, знают ли об акциях против "Платона".
Как пояснил социолог "Левада-центра" Степан Гончаров в интервью телеканалу "Дождь", протест дальнобойщиков москвичи поддерживают, даже несмотря на то, что протестующие собираются перекрывать дороги в столице. "Дальнобойщики - эта категория населения, которая большинством воспринимается как "свои". И их проблемы люди записывают на свой счет", - пояснил он.
По словам Гончарова, протест дальнобойщиков поддерживается потому, что у него есть конкретные требования - об отмене системы "Платон". При этом они не протестуют против власти в целом и не выдвигают политических требований. "Дальнобойщики обращаются к властям с просьбой решить их проблемы. Это не противопоставление народа и власти. Кто вводит этот налог, кто получает прибыль? Это Ротенберги, их семья. Это олигархат. А олигархи никогда не пользовались большой поддержкой у россиян", - добавил Гончаров.
Политолог Борис Макаренко, в свою очередь, заявил, что, москвичи поддерживают акции потому, что на них не реагирует власть. "После первого болевого сигнала в обществе важно, как реагирует вторая сторона. К сожалению, от первых протестов просто отмахнулись. Больно не то, что ввели "Платон", а то, что власть сказала, что ей до боли дальнобойщиков дела нет. И поддержка протеста москвичами появилась тогда, когда стало ясно, что конфликт не решается", - объяснил эксперт.
Госдума 4 декабря приняла законопроект, снижающий почти в 100 раз (с 450 тыс. до 5 тыс. рублей) штрафы за отсутствие у дальнобойщиков трекеров - новых систем, отслеживающих путь и устанавливающих размер оплаты.
С 15 ноября в России заработала система "Платон", с помощью которой взимается плата за проезд большегрузов. Стоимость проезда составляет 1,53 рубля за каждый пройденный километр по федеральным трассам. Планируется, что с 1 марта размер этой платы будет увеличен до 3,06 рубля за километр.
Введение в действие системы вызвало волну протестов дальнобойщиков. В настоящее время водители большегрузов устроили два протестных лагеря - "химкинский", который находится на парковке возле ТРЦ "Мега-Химки", и "каширский", на юге столицы.
Медведев: большинство дальнобойщиков поддерживают систему "Платон"
Ранее, 9 декабря, отвечая на вопрос журналистов по поводу протестов дальнобойщиков против системы "Платон", премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что подавляющее большинство перевозчиков в ней зарегистрировались, а бастует лишь небольшая часть. По словам премьера, "не все дальнобойщики бастуют". "700 тысяч дальнобойщиков зарегистрировалось в системе платежей, это абсолютное, подавляющее большинство тех, кто выполняет международные и междугородные перевозки", - сказал премьер.
Медведев отметил, что "любой новый платеж никому не нравится". "Но подавляющее большинство перевозчиков - солидных, больших, которые выполняют, кстати, 85-90% всех перевозок внутри страны, уже в этой системе находятся", - заверил глава кабмина. По его словам, это даст возможность направить в дорожные фонды около 40-50 млрд рублей, что "не так мало".
Часть перевозчиков не зарегистрировалась "по разным причинам", уверен премьер. "Когда мы обсуждали эту меру, а она, кстати, обсуждалась с 2011 года, было понятно, что часть перевозок выполняется "всерую" незарегистрированными перевозчиками и неизвестно, что они возят", - обратил внимание Медведев.
В целом, по словам премьера, на дороги в год тратится порядка 1 трлн рублей, но эти деньги платят в большинстве случаев водители легковушек. "А вот те, кто реально воздействует на дорогу, водители крупных грузовиков, крупнотоннажного транспорта, не платят практически ничего. Во всех современных государствах они участвуют в этих расходах, это абсолютно нормально, это правильная идея, и я считаю, что она должна быть доведена до своего логического конца", - подчеркнул глава правительства.
При этом он отметил, что допущенные при запуске "Платона" технологические ошибки исправлены, а также снижены штрафы. "Наверное, там были допущены какие-то ошибки, которые нужно было исправить. Но они не фатальные, они все исправлены, все работает", - сказал Медведев.
Что касается психологического вопроса, то, по его словам, нужно привыкнуть, что за такие перевозки придется платить. "Все это включается в цену товара, и в конечном счете сами перевозчики от этого не страдают", - пояснил глава кабмина. Премьер напомнил, что было принято решение о снижении тарифа на определенный период и сумма платы стала "пренебрежимой для абсолютного большинства грузов, который перевозится таким транспортом". "Действительно, штрафы, может быть, были несколько завышены. Но сейчас по предложению правительства Госдума и Совет Федерации их откорректировали и понизили. Поэтому я считаю, что система донастроена", - добавил премьер.
Медведев заключил, что "Платон" принесет дополнительные инвестиции в дороги. "У нас же общим местом является ругать российские дороги. Деньги-то где на них брать? - отметил премьер. - Очевидно абсолютно, что в большей степени на все на это влияют грузовики, они и должны во всем этом участвовать. Мы должны научиться платить за такие услуги. Далеко не всегда непопулярные меры хорошо воспринимаются, но в конечном счете они приносят важный экономический эффект".