Правозащитная организация "За права человека" обратилась к Председателю Верховного суда РФ Вячеславу Михайловичу Лебедеву и Председателю Московского окружного военного суда Александру Сергеевичу Безнасюку с просьбой "немедленно вмешаться в ситуацию и обеспечить соблюдение прав адвоката Михаила Трепашкина, в первую очередь, права на законное нахождения на свободе".
Обращение вызвано тем, что Михаил Трепашкин, который 19 мая 2004 года был приговорен Московским окружным военным судом к 4 годам колонии-поселения (начиная с 1 декабря 2003 года), до сих пор незаконно удерживается в СИЗО 77-1 "Матросская Тишина".
Основанием считать лишение Трепашкина свободы незаконным является то, что в решении суда указано, что Трепашкин должен направиться в колонию-поселение и что мера пресечения ему оставлена прежняя (заключение под стражу). Однако лишение свободы в отношении Трепашкина, в нарушение норм статьи 108 УПК РФ, никак судом не мотивировано, отдельного решения суда по данному вопросу не было. Обязанность осужденного самостоятельно направиться в колонию-поселение для отбытия наказания не подразумевает его содержания под стражей, поэтому никаких законных оснований держать Трепашкина Михаила Ивановича в следственном изоляторе для обеспечения правосудия не существует.
Приговор в отношении адвоката Трепашкина Михаила Ивановича в законную силу не вступил, его обжалование затруднено тем, что в нарушение норм ч. 6 ст. 259 УПК РФ до сих пор, т.е. уже спустя полтора месяца после истечения установленного законом срока, не изготовлен протокол судебного заседания. По сути, Михаил Трепашкин продолжает оставаться в заключении только из-за нерадивости суда и несоблюдения процессуального законодательства.
Михаил Трепашкин находится в СИЗО N77-1 Москвы, он тяжело болен. По свидетельству врача, он недавно перенес инфаркт, однако он лишен квалифицированной медицинской помощи, после инфаркта он не был помещен в стационар для лечения. Поэтому в обращении указывается, что "мы готовы рассматривать вопрос о фактическом создании пыточных условий содержания заключении... в отношении Трепашкина нарушаются его права, гарантированные статьей 9 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьями 5 и 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это дает основания полагать, что незаконные действия, жертвой которых стал адвокат Трепашкин Михаил Иванович, могут быть вызваны стремлением властей отомстить ему за его общественную деятельность, направленную на защиту гражданских прав и свобод, за добросовестное исполнение им своих профессиональных обязанностей как защитника прав пострадавших от актов терроризма".
Правозащитное сообщество России считает адвоката Трепашкина политическим заключенным, поскольку примененные к нему репрессии носят неправовой, несправедливый и избирательный характер. Одним из доказательств незаконных преследований и является продолжение лишения адвоката Трепашкина свободы - несмотря на отсутствие для этого правовых оснований.
19 мая Московский окружной военный суд приговорил бывшего полковника ФСБ Михаила Трепашкина к четырем годам лишения свободы. Суд признал его виновным в разглашении гостайны без признаков госизмены (ст. 283 УК РФ), а также в незаконном хранении боеприпасов (ч. 1 ст. 222 УК РФ).
По решению суда, отбывать наказание Михаил Трепашкин должен в колонии-поселении. Срок отбытия наказания суд постановил исчислять с момента задержания подсудимого 1 декабря 2003 года.
Суд не счел необходимым лишить Трепашкина права занимать определенные должности или заниматься каким-либо видом деятельности, а также не стал накладывать штраф.
Что касается обвинения в злоупотреблении служебными полномочиями, то суд переквалифицировал действия Трепашкина с ч. 3 ст. 285 УК РФ на ч. 1 этой статьи и прекратил дело за истечением срока давности.
Сам Михаил Трепашкин считает свое дело "заказным". Он уверен, что причиной возбуждения в отношении него нескольких уголовных дел стало его участие в работе общественной комиссии, возглавляемой депутатом Госдумы Сергеем Ковалевым, по фактам взрывов жилых домов в Москве и в Волгодонске.
Напомним, что Михаил Трепашкин в 2002 году был адвокатом бывшего подполковника ФСБ Александра Литвиненко, который в данный момент находится в Лондоне.
Трепашкин также был связан с общественной комиссией по расследованию взрывов 1999 года и учений в Рязани: по поручению комиссии он проверял показания основного подозреваемого во взрывах Ачемеза Гочияева.
За несколько дней до своего ареста Трепашкин дал интервью "Московским новостям". Бывший чекист, а теперь адвокат Михаил Трепашкин заявил, что ФСБ подделала фоторобот организатора взрыва на улице Гурьянова. Трепашкин был источником информации, которая могла радикально изменить весь ход следствия по делу о взрыве жилого дома.
Трепашкин представлял интересы Татьяны Морозовой, потерпевшей по делу о взрывах жилых домов в Москве.