Президент России Дмитрий Медведев находится в эти дни в Нижегородской области. Главным мероприятием станет саммит Россия - ЕС в областном центре, а до того в четверг президент уже успел провести заседание президиума Госсовета по проблемам экологии в одном из самых неблагополучных с этой точки зрения городов России - Дзержинске.
Жалобы на экологию президенту пришлось услышать из первых уст: как передает "Интерфакс", люди, ожидавшие у здания администрации выхода главы государства, буквально набросились на него с просьбами и вопросами.
Многие говорили о том, что жить в городе тяжело, в частности, из-за экологической обстановки. "Я для этого сюда и приехал, чтобы по вашей "Черной дыре" (озеро, в которое сливаются производственные отходы, - прим. ред.) и "Белому морю" (шламонакопитель) были приняты конкретные решения, с деньгами", - отбивался Медведев.
Несколько человек передали президенту письменные прошения. "Дмитрий Анатольевич, обратите внимание на бюджетников! У нас очень высокие цены!" - кричали из толпы.
- Как Медведев летал на вертолете над шламонакопителем
- Два дня VIP-показухи: Медведеву - асфальт в два слоя, а Путину - "крашеные газоны"
Воспитательница детского сада, пробившись к президенту, пожаловалась, что средняя зарплата у них около 3 800 рублей. "Хорошо, я с губернатором об этом поговорю", - обещал Медведев, выразительно посмотрев на губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, стоявшего рядом.
Большинство людей волновали бытовые вопросы. Одна пенсионерка пожаловалась на то, что с них взимают плату за отопление в летние месяцы. "Это неправильно, проверим обязательно", - ответил Медведев, который лишь пару дней назад заявлял, что в России то, что не координируется президентом, не координируется никем. "Это плохо, это означает, что у нас абсолютно устаревшая, несовершенная система управления", - признавался Медведев.
На этот раз Медведев, как пишут агентства, спешил на встречу с руководителями Евросоюза, однако по просьбе людей выслушал одну из жительниц города - Нину Пугачеву, у которой в 2008 году на производстве при невыясненных обстоятельствах погиб сын. По словам женщины, ей не предоставили возможность ознакомиться ни с материалами дела, возбужденного по факту гибели сына, ни с медицинским заключением о причинах смерти.
"У вас есть обращение на эту тему? Передайте, я проверю", - сказал Медведев. Губернатор Шанцев также предложил направить ему в приемную обращение и пообещал разобраться с этим случаем.
После этого Медведев попрощался с горожанами, сел за руль внедорожника Mercedes и поехал на встречу с главой Европейского Совета Херманом ван Ромпеем и председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу.
Дзержинск - город-спутник Нижнего Новгорода, центр химической промышленности и один из самых неблагополучных с точки зрения экологии городов России. В окрестностях города с населением в четверть миллиона находится крупнейший по площади в Европе полигон твердых бытовых отходов "Игумновский", куда ежегодно доставляется около 4 миллионов кубометров мусора, напоминает РИА "Новости".
Госсовет по экологии: Медведев устроил разнос за то, что его не слушаются
Что касается самого заседания президиума Госсовета, то Медведев снова ругал собственное правительство, упрекая в невыполнении поручений в сфере охраны окружающей среды. Эти предложения президент дал год назад по итогам президиума Госсовета.
"Большая часть нормативного материала, который должен был быть подготовлен, не подготовлена. Вижу в этом и ответственность правительства, которое не довело до конца целый ряд документов, и они не были внесены в Государственную Думу, но и, вероятно, ответственность некоторых организаций, которые должны были подготовить эти документы", - сказал Медведев, чьи слова приводит "Интерфакс".
Президент напомнил, что в мае прошлого года проводилось заседание президиума Госсовета, по итогам которого им было дано поручение, направленное на совершенствование госрегулирования в сфере охраны окружающей среды.
"Я вчера начал разбираться, когда встречался с руководителями экологических неправительственных организаций, посмотрел в данные - оно практически сорвано", - пожаловался президент.
Но этим критика не ограничилась. В своем выступлении на заседании президиума Госсовета бизнесмен Олег Дерипаска выразил беспокойство длительностью процедуры создания и принятия нормативной документации.
"У меня вот тоже с этим нет ясности, - сказал Медведев. - Я давал определенные сроки, эти сроки, к сожалению, были по целому ряду документов нарушены. Я этим очень недоволен".
Он признал, что могут быть "какие-то обстоятельства и сложности", но когда есть "понимание того, что не успеть, или есть какие-то непроходимые трудности, тогда об этом нужно докладывать". "А если мне об этом не докладывают, я исхожу из того, что сроки поставлены, и в эти сроки должны быть приняты законы, все остальное - нарушение государственной дисциплины", - сказал Медведев. Он добавил, что "это претензия не к бизнесу, а прежде всего к правительству, которое должно соблюдать все сроки, и к администрации, которая должна их контролировать".
Кроме того, Дерипаска посетовал, что подчас вопросы ввода новых экологических норм отрываются от проблем модернизации в целом. Он привел пример с решением о вводе бензина по норме Евро-4, которое пришлось затем пересматривать, потому что предприятия оказались к этому не готовы в период кризиса.
"У нефтяников не было достаточно ресурсов в кризисе, чтобы произвести модернизацию производств, не все перешли даже на Евро-3", - сказал Дерипаска.
"Введение технологического нормирования - это очень хорошо, но его порядок не установлен. Не ясно, как будут разрабатываться нормативные документы, какие механизмы будут задействованы", - заметил он. По его словам, иногда усиление административного регулирования на руководителей предприятия ведет к тому, что предприятие работает, ему выдано разрешение на работу, хотя нормы по экологии оказались превышены. "В таком случае сразу возникает механизм, когда могут быть насчитаны санкции на ущерб", - заметил бизнесмен.
Реагируя на выступление бизнесмена, Медведев отметил, что "несчастными нормами технического регулирования" занимаются очень долго. "Вот пока я это не взял под собственный контроль, вообще ничего не происходило", - отметил он.
Медведев рассказал, что "бизнес забросал обращениями", мол, "не можем работать, работаем только на основе старых документов, старых гостов, временных разрешений, которые выдаются через пень-колоду или за взятки".
"Сейчас более или менее вся эта тема начала развиваться, где-то просто решили перейти на техническое регулирование стран Евросоюза, и все это восприняли абсолютно нормально, с пониманием и благодарностью", - добавил он.
Президент обозначил для Госдумы три приоритетных законопроекта
Президент призвал Госдуму в приоритетном порядке рассмотреть три экологических законопроекта, поступивших в нижнюю палату, а правительству дал месяц на доработку еще трех законов.
"Хотел бы обратиться к Государственной Думе с предложением быстрее работать над этими документами, рассматривая их как приоритетные. Что касается трех документов, которые в правительстве, то давайте для них месяц установим", - сказал Медведев.
Глава Минприроды Юрий Трутнев представил доклад о подготовке законодательной базы для устранения экологического ущерба в РФ.
Накануне эта тема уже была поднята президентом в ходе встречи с представителями экологических организаций. Тогда глава государства подверг критике правительство за медленную подготовку законопроектов в экологической сфере. На заседании Госсовета глава Минприроды доложил, в каком состоянии находятся шесть соответствующих документов.
Трутнев сообщил, что речь идет о законопроектах об особо охраняемых природных территориях, о повышении эффективности государственного экологического мониторинга, о повышении эффективности экологического контроля, о совершенствовании системы нормирования и экономического стимулирования, об экономическом стимулировании деятельности по обращению с отходами и о защите морей от нефтяного загрязнения.
Министр пояснил, что три законопроекта - в Госдуме, из них два прошли первое чтение. Еще два законопроекта, по словам Трутнева, в правительстве, "один может быть рассмотрен в течение недели, другой - в течение двух-трех недель".
Как отметил глава Минприроды, третий - самый сложный законопроект. "Мы просили бы отвести нам на него месяц, я доложу о тех проблемах, которые с ним существуют", - сказал министр.
Президент отметил, что ждет соответствующего доклада. Реагируя на слова Трутнева о том, что президенту был представлен письменный доклад о ходе работы над этими документами, Медведев заявил, что "ничего не читал". "Так что не нужно говорить, что какие-то доклады были. Если я их не видел, значит, их нет", - сказал президент.
Как Медведев летал на вертолете над шламонакопителем
В свою очередь, вице-премьеру Игорю Сечину Медведев поручил проработать вопрос о возможности получения Россией, подписавшей Киотский протокол, средств на экологические программы.
"Пока мы состоим в Киотском протоколе, надо из них деньги доставать. Игорь Иванович, посмотрите на эту тему, потому что мы пока далеко не в полном объеме воспользовались теми деньгами, которые положены нам по линии Киотского протокола", - сказал Медведев, уже посещая шламонакопитель "Белое море", находящийся на территории предприятия ОАО "Сибур-Нефтехим".
Президент "Сибура" Дмитрий Конов рассказал главе государства, что шламонакопитель был введен в эксплуатацию в 1973 году и предназначен для складирования шлама, образовавшегося в результате производственной деятельности завода "Капролактам" (капролактам - основное сырье для изготовления искусственных волокон, - прим. ред.). Завод производит, в частности, хлороорганичные продукты, каустик, кабельные пластикаты и так далее. Как пояснили президенту, шлам получается в процессе выделения хлористого натрия из каменной соли.
В настоящее время площадь шламонакопителя составляет 55 га, и он заполнен на 97% (общий объем шлама около 4 млн кубометров).
В 2013 году планируется закрыть производство хлора и каучука и необходимость в шламонакопителе отпадет.
В то же время, по словам Конова, более 90% отходов были внесены в шламонакопитель до 2001 года, причем подавляющая часть заводом "Капролактам". Вместе с тем в настоящее время не определен хозяйствующий субъект, который должен отвечать за накопленные шламы, их дальнейшую переработку или консервацию всего шламонакопителя.
Президент отметил, что в ходе осмотра экологически неблагоприятных объектов в районе города Дзержинска обратил внимание на то, что к шламонакопителю практически вплотную подходит река Ока. "Я на вертолете облетел и посмотрел и "Черную дыру" (озеро с отходами), и "Белое море", что неприятно поражает - рядом Ока. Не просачиваются отсюда отходы?" - спросил Медведев.
По словам Конова, шламохранилище огорожено дамбой, однако в дальнейшем в процессе консервации шламохранилища необходимо будет определить, какая организация будет этим заниматься и следить за состоянием дамбы. Руководство "Сибур-Нефтехима" предлагает после рекультивации объекта сделать в этом месте зеленую зону, как в свое время было делано в Бразилии.
Конов сообщил, что, по предварительным расчетам, на эти цели необходимо около 2 млрд рублей, причем 60% из них "Сибур-Нефтехим" готов вложить сам, а 40% рассчитывает получить в рамках ФЦП "Экология России". Соответствующая заявка уже находится на рассмотрении в Минфине.
Как рассказали журналистам сотрудники предприятия, существует и проблема с определением хозяйствующего субъекта, который займется утилизацией бункеров, в которых содержатся зараженные строительные отходы, образовавшиеся в результате демонтажа в начале 2000-х годов производства боевых отравляющих веществ (иприт и люизит).
Отравляющие вещества выпускались на заводе "Капролактам" в период Великой Отечественной войны. После 2000 года, в соответствии с международной конвенцией о запрещении химического оружия, производство было демонтировано, в результате чего образовалось около 18 тыс. тонн зараженных строительных отходов. 30% из них после детоксикации были утилизированы в специальных бункерах на заводской площадке. Эти бункеры не являются собственностью и не находятся в аренде у "Сибур-Нефтехим", однако расположены поблизости от действующих и перспективных производств.
В этой связи руководство предприятия высказывает обеспокоенность в связи с отсутствием мониторинга за их состоянием, а также считает необходимым определить хозяйствующего субъекта, который займется утилизацией оставшихся 70% отходов.