В Москве во вторник вспоминают жертв теракта на улице Гурьянова. В ночь с 8-го на 9-е сентября 1999 года террористы взорвали многоэтажный жилой дом. Жертвами страшной трагедии стали 106 человек, более 200 были ранены, напоминает НТВ.
Этой ночью десятки человек собрались у памятника, который стоит на месте дома номер 19. В память о погибших они возложили цветы и зажгли свечи.
Как отмечает Радио Свобода, эта трагедия последовала за похожим взрывом в Буйнакске, а уже через четыре дня был взорван дом на Каширском шоссе, в результате чего погибли 119 человек.
По делу об этих взрывах были арестованы всего два человека, которые, как доказало следствие, готовили взрывчатку. Правда, осталось неясным, знали ли они о том, как она будет использоваться. Адам Деккушев и Юсуп Крымшамхалов были приговорены судом к пожизненным срокам заключения.
Несмотря на это, о взрывах домов в Москве в 1999-м по-прежнему известно гораздо меньше, чем о других терактах того времени. Накануне девятой годовщины теракта российские правозащитники вновь обратились с письмом к российским властям с требованием привлечь к ответственности чиновников, находившихся на высоких государственных должностях во время тех событий.
Как заявил лидер российского движения "За права человека" Лев Пономарев, суть этих требований сводится к отстранению от должности тех людей, которые напрямую в рамках своих полномочий должны были отвечать за конституционный порядок в стране: "Это и бывший президент Путин, это и генеральный прокурор Устинов".
Пономарев уверен, что получившие пожизненный срок Деккушев и Крымшамхалов никакого отношения к взрывам домов в Москве не имели, они лишь подготовили взрывчатку, не зная, для чего ее будут использовать.
Правозащитники предлагают создать следственную группу Генеральной прокуратуры, которая бы вновь расследовала обстоятельства событий "Норд-Оста" и взрывов домов в Москве.
В середине лета нынешнего года к российским властям обращались пострадавшие в результате теракта на улице Гурьянова. Сестры Алена и Татьяна Морозовы, у которых в доме номер 19 погибла мать, в открытом письме Медведеву указали, что "хотя вина за эти преступления была возложена на чеченских террористов", "в деле могли быть замешаны российские спецслужбы".
Авторы письма отметили, что о взрыве дома на улице Гурьянова стало известно еще за три дня, что в Рязани были арестованы агенты ФСБ, устанавливающие мешки с взрывчаткой RDX в жилом доме, якобы "для проведения учений". Позже все доказательства по этому делу были засекречены, а ФСБ объявила, что в мешках было не взрывчатое вещество, а обычный сахар. Именно RDX использовался при теракте на улице Гурьянова. Кроме того, солдат одной из частей под Рязанью нашел на складе мешки с RDX, подписанные "сахар". Этот инцидент не расследовался вовсе, утверждают они.
Также Морозовы отмечают, что управляющий их домом на улице Гурьянова изменил свои первоначальные показания под давлением ФСБ, а в фотороботе с реальным подозреваемым (позже этот фоторобот исчез из дела) адвокат сестер Морозовых Михаил Трепашкин узнал агента ФСБ Владимира Романовича (вскоре после этого Романович был ограблен и убит на Кипре).
Татьяна и Алена Морозовы также напомнили, что убито уже четыре человека, расследовавших версию причастности ФСБ к взрывам жилых домов: Сергей Юшенков, Юрий Щекочихин, Анна Политковская и Александр Литвиненко.