Две государственные экспертизы не нашли призывов к экстремизму в листовках и программе молодежного движения "Новое величие", участников которого обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в нем. Об этом рассказал адвокат Максим Пашков, представляющий интересы одной из обвиняемых по этому резонансному делу - Марии Дубовик, сообщает "Медиазона".
По словам защитника, 10 января на заседании Мосгорсуда по обжалованию продления ареста его подзащитной и других фигурантов дела были оглашены результаты двух экспертиз: первую проводил Московский исследовательский центр (МИЦ), вторую - Министерство юстиции РФ.
"В экспертизе МИЦ говорит, что в представленных документах, листовках, программах никакого экстремизма, насильственного свержения власти не содержится", - сказал Пашков. К такому же выводу, по его словам, пришла и экспертиза Минюста.
Адвокат предположил, что следствие получило результаты первой экспертизы еще в начале октября, но не удовлетворилось ее результатами и отправило документы на вторую. При этом защитники обвиняемых узнали о результатах этих экспертиз только в декабре.
Согласно постановлению о возбуждении данного уголовного дела, в марте 2018 года первая лингвистическая экспертиза выявила "признаки пропаганды идеологии насилия" в программе движения, которую написал предполагаемый информатор силовиков, фигурирующий в деле как Руслан Д. Однако никто из защитников результаты этой экспертизы не видел, отметил Пашков.
Суд отказался изменить меру пресечения обвиняемым
Мосгорсуд на заседании 10 января оставил под домашним арестом трех фигурантов дела - Дубовик, Анну Павликову и Максима Рощина, сообщает "Эхо Москвы".
Защита фигурантов просила заменить домашний арест на запрет определенных действий. В этом случае девушки, которые в прошлом году провели несколько в месяцев в СИЗО, смогут посещать врачей и учиться, а Рощин - устроиться на работу. При этом адвокаты подчеркнули, что следствие фактически обмануло суд, заявив о продолжающейся экспертизе, хотя результаты были уже известны.
Павликова заявила в суде, что она не может учиться, ей запрещено ходить в бассейн, к ней не может прийти массажист, хотя нахождение в изоляторе сильно подорвало ее здоровье.
Представитель прокуратуры со своей стороны заявил, что менять меру пресечения нет необходимости, расследование дела продолжается, а медпомощь можно получить дома. В итоге судья Николай Ткачук оставил трех фигурантов под домашним арестом.
По делу "Нового величия" проходят десять жителей Москвы, которых задержали в преддверии президентских выборов прошлой весной. 16 марта 2018 года Дорогомиловский районный суд Москвы заключил под стражу Анну Павликову, Марию Дубовик, Петра Карамзина, Дмитрия Полетаева, Вячеслава Крюкова и Руслана Костыленкова, а Максима Рощина, Павла Ребровского, Сергея Гаврилова и Рустама Рустамова поместили под домашний арест.
16 августа Павликова, которой на момент ареста было всего 17 лет, и 19-летняя Дубовик также были отправлены под домашний арест. Днем ранее в Москве прошел несогласованный с властями "Марш матерей", участники которого требовали отпустить арестованных фигурантов дела "Нового величия" из СИЗО.
Однако Следственный комитет РФ, который ходатайствовал о смягчении меры пресечения, объяснял это тем, что все основные действия по делу завершены, свидетели допрошены, экспертизы назначены. Поэтому нахождение девушек в следственном изоляторе более нецелесообразно.
Фигурантам дела инкриминируют создание и участие в экстремистском сообществе (ч. 1 и ч. 2 ст. 282.1 УК РФ). Следствие считает, что целью обвиняемых было свержение конституционного строя в России и установление временного правительства. По версии следствия, участники движения хотели захватить власть в России после государственного переворота.
Защита фигурантов утверждает, что обвинение было построено на показаниях сотрудника силовых структур, в том числе, внедренного в группу в рамках оперативных действий штатного сотрудника Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ Александра Константинова, который представлялся активистам как Руслан Д. Именно он арендовал для группы помещение, обеспечивал ее финансово, стал автором "экстремистского" устава организации и самого названия "Новое величие". А потом именно он и стал ключевым свидетелем в этом деле.
Между тем адвокат Максим Пашков сообщил 11 сентября, что в деле фигурируют показания несовершеннолетней девушки и еще трех свидетелей: Юрия Испанцева, Максима Расторгуева и Александра Константинова. "В отношении них мера пресечения не избиралась, но нам достоверно известно, что именно на основании их показаний и было возбуждено данное уголовное дело", - заявил защитник.
В тот же день Дорогомиловский суд продлил до 13 декабря домашний арест еще двум фигуранткам дела - Павликовой и Дубовик, которых адвокаты просили отпустить под подписку о невыезде. Днем ранее этот же суд продлил до 13 декабря домашний арест еще четверым фигурантам дела - Рощину, Ребровскому, Гаврилову и Рустамову, а 12 сентября продлил на тот же срок арест Крюкова, Костыленкова, Полетаева и Карамзина.
В поддержку Павликовой и Дубовик была организована широкая общественная кампания. В первую неделю августа "Новая газета" создала петицию сайте Change.org с требованием изменить меру пресечения для Павликовой и Дубовик, которые на тот момент содержались под стражей уже пять месяцев. Петицию подписали почти 180 тысяч человек.
В конце августа на сайте Change.org появилась другая петиция с требованием к руководству России полностью прекратить дело "Нового Величия". Ее инициатором стал исполнительный директор фонда "За права человека" Лев Пономарев.
Петицию подписали уже более 208 тысяч человек, в том числе журналист Владимир Познер, музыкант Андрей Макаревич, писатели Людмила Улицкая и Павел Катаев, актеры Лия Ахеджакова и Лев Прыгунов, музыкант Алексей Паперный, глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, экономист Сергей Алексашенко, политики Владимир Рыжков и Геннадий Гудков и многие другие известные люди.
С похожим заявлением в прокуратуру и Следственный комитет обратилась мать Павликовой.
В конце сентября правозащитный центр "Мемориал" признал десятерых обвиняемых по делу "Нового величия" политзаключенными и "жертвами полицейской провокации". Как сообщали в организации, "Новое величие" фактически было создано спецслужбами, которые постарались придать ему экстремистские черты.