Лефортовский суд Москвы продлил до 15 сентября срок ареста бывшей студентки Астраханского медицинского университета Саиды Халиковой, которую обвинили в финансовой поддержке "Исламского государства" (ИГ). При этом суд не внял заявлениям адвоката девушки о резком ухудшении ее здоровья за время содержания в столичном следственном изоляторе "Лефортово".
Адвокат Сабир Агаев рассказал газете "Коммерсант", что в ходе закрытого заседания 9 июня он просил суд ограничиться любой мерой пресечения его подзащитной, не связанной с содержанием в СИЗО. "Я указывал, что в заключении у моей клиентки резко ухудшилось здоровье: она страдает анемией, из-за чего у нее упал уровень гемоглобина в крови, - поведал защитник. - Даже во время рассмотрения ходатайства из-за слабости подследственная не могла долго стоять перед судьей, как того требует порядок поведения сторон в судебном процессе".
Также Агаев, по его словам, пытался доказать суду, что его клиентка обвинена в "содействии террористической деятельности" необоснованно. По его словам, Халикова не отрицает, что в прошлом году перечислила 43,6 тысяч рублей на нужды благотворительного фонда, помогающего "нуждающейся мусульманской молодежи", но не знала, куда идут эти деньги.
Когда выяснилось, что под видом пожертвований таким образом собирают средства для ИГ, Халикова, по словам адвоката, разругалась с администратором сирийского сайта Дарьей Иценковой, якобы представлявшей этот благотворительный фонд. Иценкова ранее проживала в Астрахани, обучалась в той же медакадемии, была лично знакома с Халиковой, а затем приняла ислам и уехала в Сирию, отмечает издание.
Однако суд поддержал ходатайство следствия и продлил арест уроженки Дагестана, вняв доводам представителя следствия о том, что на свободе Халикова может скрыться, уничтожить улики по делу или продолжить заниматься преступной деятельностью, рассказал защитник.
Об аресте Халиковой по решению Лефортовского суда и возбуждении против нее уголовного дела по ст. 205.1 УК РФ о содействии запрещенной в России деятельности террористической группировки "Исламское государство" стало известно в начале июня от ее адвоката. При этом когда именно ее задержали и арестовали по решению суда, не сообщалось.
По словам Агаева, обвинение Халиковой было предъявлено в связи с тем, что она отправила заработанные ею на продаже мыла 43 тысячи рублей в фонд, принадлежащий ИГ, полагая, что ее "деньги пойдут ребятам, оставшимся без родителей". По предъявленному обвинению студентке грозит от пяти до 10 лет тюрьмы. Делом занимается ФСБ РФ.
Сайт "Кавказский узел" со ссылкой на родных Халиковой сообщал, что девушка была задержана в декабре 2014 года в Махачкале. Ее мать рассказала журналистам, что 15 декабря к ним в дом "ворвались люди в масках и камуфляжной форме с оружием", которые представились работниками ФСБ, провели обыск, изъяли ноутбук, планшет, а также банковскую карточку, телефон и чеки от банковских переводов.
В январе мать Халиковой говорила, что ей неизвестно о местонахождении дочери. С просьбой о помощи в установлении этих данных она обратилась к правозащитникам. Родственники сообщили им, что, по их данным, Саиду вывезли в Москву, поместили в СИЗО и вменили финансирование боевиков.
По сведениям портала "КаспийИнфо", 24-летняя Халикова в 2008 году приехала поступать в тогда еще Астраханскую медицинскую академию (ныне медуниверситет) из столицы Дагестана, но в итоге из вуза ее отчислили и она вернулась домой, а ее уголовное преследование началось в конце 2014 года.
ИГ активизировало вербовку россиян, объявил Патрушев
Тем временем секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил журналистам в Москве 9 июня, что "ИГ, как и другие террористические организации, активно привлекает в свои ряды граждан России, стран СНГ и многих других государств мира, прежде всего сосредотачивая усилия на работе с молодежью и национальными меньшинствами".
Большой резонанс в этом плане вызвала история с 19-летней студенткой философского факультета Московского государственного университета Варварой Карауловой, задержанной 4 июня на границе Турции с Сирией, где она, предположительно, собиралась присоединиться к боевикам ИГ. Сейчас решается вопрос о ее депортации на родину.
В СМИ сообщалось, что девушка увлекалась изучением ислама и арабского языка, а затем сменила имя на мусульманское и решила податься к исламистам из ИГ, бесчинствующим на территории Сирии и Ирака. Однако представляющий интересы ее семьи адвокат Александр Карабанов предположил, что девушку охмурили с помощью психотропных препаратов.
При этом Караулову задержали в составе группы из 18 человек, 13 из которых - граждане России. 9 июня Список задержанных обнародовал LifeNews. В нем четыре женщины, трое мужчин и шестеро детей - все граждане РФ, а также четверо граждан Азербайджана.
Президент Владимир Путин в середине апреля объявил, что ИГ не представляет угрозы для России, хотя в марте он потребовал от ФСБ не допускать возвращения в страну россиян, которые воюют в горячих точках, в том числе в рядах ИГ, а вернувшись, могут быть использованы против РФ.
Эксперты в последнее время отмечали активизацию деятельности боевиков по поиску наемников на территории РФ и стран СНГ. Много шума наделала история с командиром ОМОНа МВД Таджикистана Гулмуродом Халимовым, уехавшим в Сирию воевать за ИГ и обещавшим вернуться, чтобы установить на родине законы шариата.
Аналогичной проблемой озабочены и в Европе. В начале июня британские СМИ обвинили "Исламское государство" в том, что террористы массово рекрутируют детей и подростков в свои ряды. Минувшей осенью к ИГ сбежали две девочки-подростка из Австрии.
Эксперт: радикальные исламисты мечтают завладеть "грязной" атомной бомбой
На этом фоне масла в огонь подлил президент Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы Вячеслав Кантор, заявив, что радикальные исламские группировки будут стремиться к обладанию так называемой грязной атомной бомбой.
"Нынешние угрозы глобальной безопасности имеют устойчивую тенденцию к совмещению. Так, сопрягаются очевидная опасность распространения ядерного оружия и вызов со стороны религиозного радикализма, который на самом деле пока недооценен", - сказал он "Интерфаксу" 10 июня в кулуарах международной конференции Люксембургского форума в Стокгольме.
По его мнению, любая глобальная террористическая группировка мечтает о том, как бы ей не заполучить "грязную бомбу", и "если подобные группировки получат доступ к ядерному оружию, тогда мир столкнется с гораздо большей угрозой, чем в нынешней ситуации".
"Момент, когда они приобретут такое оружие, станет точкой всеобщего отрезвления. Поэтому так важно заниматься этим уже сейчас", - подчеркнул собеседник агентства.
При этом он высказал мнение, что если ИГ когда-нибудь прекратит существование на территории Ближнего Востока, боевики вернутся в Европу и в другие страны мира, в том числе в Россию.